Начиная с момента своего появления на карте мира, Израиль подвергается крайне агрессивному воздействию со стороны своих соседей. Полувека не прошло с момента возрождения страны, а ее несколько раз атаковали.
Справедливости ради следует отметить, что ответная реакция Израиля всегда была адекватна угрозе. Потерпев несколько поражений, агрессивные соседи несколько успокоились, однако тем или иным способом «насолить» Израилю все еще пытаются.
Теперь войну они стремятся переместить в другую плоскость. Время от времени соседи предпринимают попытки создать оружие нового технологического уровня. Чтобы ликвидировать эту угрозу, Израилю приходится прибегать к неординарным, порой крайне жестким мерам воздействия. После получения информации о разработке той или иной страной Ближнего Востока опасного для себя типа оружия, Израиль старается нейтрализовать опасность. К делу привлекаются как свои, так и иностранные политики, дипломаты, а если такие меры не помогают, в дело вступают Вооруженные силы страны.
Естественно, крайне радикальные методы устранения опасности, используемые Израилем, порой вызывают громкие дипломатические скандалы. Однако так ли все однозначно плохо выглядит? По крайней мере, один случай такого радикального метода устранения опасности для себя, четко говорит, что, поступая решительным образом, Израиль спасает мир от чудовищных последствий. И кто знает, не действуй страна так жестко, очень опасное оружие уже давно могло бы оказаться в руках радикальных группировок, использующих террористические методы борьбы против своих противников.
В марте 2018 года Израиль рассекретил подробности одной крайне скандальной операции, проведенной самолетами ВВС страны на территории Сирии. Само событие случилось за 11 лет до этого, в сентябре 2007. Тогда истребители-бомбардировщики израильских ВВС разбомбили поблизости от города Дейр-Эз-Зор некий секретный объект, на деле оказавшийся промышленным реактором для получения плутония. Но бомбардировка была только окончательной фазой истории. На самом деле все началось гораздо раньше.
После смерти в 2000 году президента Сирии Хафеза Асада внимание спецслужб Израиля к этой стране несколько уменьшилось. Наследник почившего президента, его сын Башар, получивший образование в Англии, там же занимавшийся стоматологией, Израилю не казался опасным. Все свое внимание израильские спецслужбы сосредоточили на Иране и Ливии, которые начали активно прорабатывать возможности методов собственной разработки ядерного оружия. Отцом их ядерной программы выступил некий Абдул Кадыр Хан, в свое время занимавшийся тем же в Пакистане.
Однако по-настоящему ситуация стала опасной после получения в 2004 году информации о старте ядерной программы в Сирии. До определенного времени израильтяне, даже вооруженные самой современной техникой, не могли установить точного места, где будут изготавливаться компоненты ядерного оружия. Ситуация становилась угрожающей. Израильтяне знали, что сирийская ядерная программа внедряется в жизнь, но понятия не имели, где это происходит, на каком уровне развития она находится.
Дело прояснилось только в 2007 году, когда из Сирии в Британию с документами на чужое имя поехал глава Комитета по атомной энергии Ибрагим Озман. Израильтяне вычислили его и отправили в Англию сразу две спецгруппы из отрядов «Невиот» и «Кидон». Первоначальной идеей было устранение Озмана, но когда спецы из «Невиота» забрались в компьютер сирийца, ситуация круто изменилась.
Там были найдены фотографии строящегося реактора и самого Озмана вместе с северокорейскими инженерами-ядерщиками, поэтому решили обойтись только установкой в его компьютер шпионских программ слежения. Ожидание было недолгим. Ничего не подозревающий Озман вывел Моссад на след, и совсем скоро израильтяне рассекретили местонахождение реактора. Он находился на востоке страны поблизости от города Дейр-Эз-Зор.
Следует отдать должное сирийской стороне. Маскировка объекта была на самом высоком уровне. Автомобильное движение в районе строящегося реактора сводилось к минимуму. Весь инженерный состав и рабочие передвигались только на мопедах и мотоциклах. Вокруг же самого реактора высились груды строительного мусора, дававшие понять, то данный объект давно заброшен. Выдала сирийцев только одна деталь – водопроводная труба длиной в километр, тянувшаяся от реактора до реки Евфрат. По ней к ядерному реактору должна была поставляться вода для охлаждения.
Едва только объект был обнаружен и идентифицирован, как последовало решение ликвидировать его. Но сначала Израиль попытался использовать для этого дипломатические методы. США как ведущей сверхдержаве было предложено остановить сирийский реактор. Но американцы, занятые ведением сразу двух войн в Ираке и Афганистане, отказались заниматься данной проблемой. С другой стороны, они дипломатично не обратили внимания на угрозу Израиля самому разобраться с объектом. Столь прозрачный намек был понят правильно.
Немедленно началась подготовка к воздушной операции. Израильтянам требовалось торопиться, так как они получили информацию, что реактор собираются запустить в сентябре 2007. Стоило только немного опоздать, как бомбардировка данного объекта стала бы невозможной из-за опасности радиоактивного загрязнения обширного региона, занимающего всю долину Евфрата, на сотни лет. Так что, медлить было нельзя.
Израильские ВВС разработали план операции «Мягкая мелодия», в которой планировалось задействовать 8 самолетов: 4 тяжелых истребителя-бомбардировщика F-15I «Ra’am» и 4 легких истребителя F-16I «Sufa». Это израильские модификации американских боевых машин. Учитывая довольно сильную систему противовоздушной обороны Сирии, все самолеты разделили на две группы по 4 машины в каждой. Всего они должны были принять на борт 16 тонн ракетно-бомбового груза. Кроме того, для достижения большей внезапности операцию решено было провести в ночное время суток.
Самолеты стартовали в 22:30 6 сентября 2007 года. Конкретная информация по тактике проведения нападения на реактор отсутствует до сих пор. Есть только слухи, что в помощь силам ВВС Израиля задействовали компьютерных взломщиков, которые внедрили в систему управления сил противовоздушной обороны Сирии вирус. Кроме того, поговаривают, что была использована наземная группа израильских коммандос «Шалдаг», которая подсветила лазером реактор. Но, как бы там ни было, важно главное: цель была уничтожена без потерь для нападающей стороны.
Конечно же, после произошедшего случился сильный скандал, но последовавшие очень скоро события показали, насколько израильтяне были правы. Прошло менее 4 лет, как в 2011 году в Сирии начались беспорядки. Центральная власть не смогла быстро справиться с ними, и очень скоро район Дейр-Эз-Зора захватили террористы из движения «Исламское государство». Даже подумать страшно, что могло бы произойти, если бы плутониевый реактор находился бы тогда в рабочем состоянии.