Эрец-Исраэль – территория, на которой теснейшим образом соседствуют все три основные авраамические религии: иудаизм, христианство и ислам. Удивляться тут нечему, ведь на Земле Обетованной в продолжение очень долгого периода эти религии господствовали поочередно.
Эрец-Исраэль – территория, на которой теснейшим образом соседствуют все три основные авраамические религии: иудаизм, христианство и ислам. Удивляться тут нечему, ведь на Земле Обетованной в продолжение очень долгого периода эти религии господствовали поочередно. Сначала во главе стояли евреи, исповедовавшие иудаизм, их сменили христиане, а потом сюда пришли мусульмане. В последнее две сотни лет иудаизм вернул себе первенство, однако христианство и ислам остаются важными составляющими государства Израиль. Если иудаизм и ислам, по большому счету, сюда были привнесены извне, то христианство зародилось именно здесь. Поэтому и получилось так, что здесь находятся сразу три важнейших в религиозном плане города: Иерусалим, Вифлеем и Назарет.
Иерусалим
Это первый и главный из священных для христиан городов. Впервые о нем как о важном религиозном центре заговорили, после того как в XI веке до н.э. он был объявлен столицей Израиля. Очень скоро получил статус Священного города и больше никогда его не терял, сохраняя репутацию даже будучи полностью опустошенным.
С христианством Иерусалим оказался связан посредством родоначальника религии Иисуса из Назарета, провозглашенного Сыном Божьим. Произошло это в последний период существования Иудеи как государства, когда здесь владычествовали римляне. Именно тогда Иисус Христос пришел в Иерусалим последний раз, после чего был обвинен в антигосударственном преступлении, осужден и казнен. Тем не менее, христианство, как уже зародившееся религиозное движение, его казнь не ликвидировала, и очень скоро эта религия стала главенствующей в Европе.
После гибели Христа Иерусалим еще некоторое время оставался иудейским, однако распад Римской империи на два анклава, Западную и Восточную ее части, положил этому конец. Иерусалим стал городом, относящимся к Восточной Римской империи – Византии, куда, естественно, пришла христианизация. Здесь начали открываться христианские храмы, отыскиваться места, связанные с пребыванием Иисуса Христа, в том числе и с его гибелью. Для обретающей силу христианской религии все эти земли стали священными, оставаясь таковыми до сих пор.
Следует отметить, что когда на Землю Израиля пришли мусульмане, они не стали рушить христианские святыни, ведь для них Христос был одним из пророков, а значит, очень уважаемой личностью. И хотя сам город начал постепенно приобретать мусульманский облик, христианских святынь это не коснулось. С определенными оговорками поклониться святым местам христиане могли в любой период принадлежности Иерусалима к мусульманству.
Сейчас Иерусалим состоит из Старого и Нового города. Первая часть разделена на 4 квартала: Еврейский, Христианский, Мусульманский и Армянский. Учитывая возраст и количество крайне важных для мировой культуры объектов, Старый город внесли в Список всемирного наследия. И сейчас Иерусалим ежегодно принимает огромное количество паломников и туристов, желающих приобщиться к святыням поистине всемирного уровня.
Вифлеем
Этот город, расположенный на Западном берегу реки Иордан, никогда не был большим. Впервые о нем упоминается в Амарнском архиве еще в тот период времени, когда он был частью Ханаанского царства. Позже Вифлеем стал местом рождения и помазания на царство известного еврейского героя Давида, отчего получил второе наименование – город Давидов.
Но для христиан, прежде всего, важно то, что здесь родился основатель их религии, Сын Божий Иисус Христос. Из-за этого он почитается как второй по святости город, уступая статус лидера лишь Иерусалиму. Во II веке, в ходе подавления восстания Бар-Кохбы, Вифлеем подвергся тотальному разрушению и находился в запустении добрых полторы сотни лет, пока в 327 году мать римского императора Константина Великого императрица Елена не приказала построить в городе храм Рождества Христова.
После раздела Римской империи на две части Вифлеем достался Византии и постепенно христианизировался. Этот процесс был остановлен после прихода сюда в 637 году мусульман, однако не был прекращен вообще. Новый толчок к развитию христианства в Вифлееме дал приход на Ближний Восток крестоносцев. Правда, сохранившимся в городе христианским священникам, подконтрольным Константинополю, пришлось потесниться. Их место заняли посланцы Папы Римского, исповедовавшие христианство латинского толка.
В XIII веке, после изгнания отсюда крестоносцев, вновь начался период исламизации региона. Этот период приостановился после Первой Мировой войны, когда регион отошел как подмандатная территория Британии. Но после окончания периода мандата в Вифлеем пришла война, и он стал частью Трансиордании. В 1967 году Израиль, набравший силу, присоединил город к себе, однако спустя почти 30 лет был вынужден его освободить. С тех пор Вифлеем принадлежит Палестинской национальной администрации. Его руководство старается учитывать интересы христиан, и к месту рождения Иисуса Христа не прекращается поток паломников и туристов, которому способствует то, что два главных по уровню святости города практически граничат один с другим.
Назарет
Этот город, расположенный в исторической Галилее, является третьим по уровню святости для христиан. С Иисусом Христом он связан целой цепью событий, начиная с того, что именно здесь совершилось Благовещение. В Назарете прошли детство и юность Сына Божьего, и даже еврейское прозвище его звучит как «а-ноцри», то есть «назаретянин», «житель города Нацрат» (Назарет греческо-латинское название, звучащее иврите как «Нацрат»).
Интересно, что до наступления эпохи христианства о Назарете практически ничего не было слышно, настолько незаметным и периферийным он был в давние времена. Первое упоминание об этом населенном пункте датируется где-то 300-м годом в связи с назначением туда священников. Ситуация кардинальным образом изменилась после вступления в силу христианских канонов. В Назарете и его окрестностях были обнаружены места, связанные с жизнью и деятельностью молодого Христа.
Рядом с городом расположено место, где находился родительский дом Девы Марии. До сих пор существует деревня, в которой Иисус впервые сотворил чудо, превратив на свадьбе воду в вино. Буквально рядом с Назаретом расположена гора Свержения, с обрыва которой Христа хотели сбросить местные жители, после того как тот прочел проповедь в местной синагоге.
Собственно в городе также есть несколько важных христианских объектов. Прежде всего, это грот Благовещения с выстроенной над ним католической базиликой Благовещения, кстати, крупнейшей на Ближнем Востоке. Есть здесь и церковь Архангела Гавриила, относящаяся к православному направлению. Существует и много других христианских объектов. Все это делает Назарет третьим по святости городом в христианском мире.
Сейчас в нем выделяются две части: Историческая и Современная. Первая заселена израильскими арабами, из которых около трети исповедуют христианскую религию. Назарет считается наиболее христианским городом страны и единственным в Израиле, в котором воскресенье является выходным днем. Сюда непрекращающимся потоком едут паломники, чтобы приобщиться к местам, в которых провел значительную часть отпущенного ему времени жизни на этом свете Сын Божий. До некоторой степени эта известность является определенной компенсацией Назарету за его долгую безвестность в былые времена.