У Рами Кляйнштейна, израильской версии Элтона Джона или Билли Джоела и подобного мне американского иммигранта (хотя он приехал в Израиль ещё ребёнком), есть песня под названием Матанот Ктанот, или Маленькие Подарки. В ней он рассказывает о культурном опыте пятницы.
Понимаете, в других странах нет ничего подобного тому, что происходит по пятницам в Израиле. Я говорю не просто о Шаббате, который начинается вечером в пятницу, я говорю обо всём том, что называется Йом Шиши в современном Израиле.
В этой песне всего два стиха, я могу только предположить, что намерением её автора было сравнить его детский опыт проведения пятницы с опытом взрослого человека в пятницу в Тель-Авиве. Позвольте мне объяснить. Пятница для ребёнка означает возвращение домой из школы, где мамы готовят кулинарные чудеса, а потом одетые в белое отцы ведут детей в синагогу. После молитвы дома ждёт застолье из множества вкуснейших блюд — шаббатний ужин.
Эта еда является центральной мобилизационной силой израильской семьи. Я не сомневаюсь, что многие разваливающиеся семьи были спасены в результате осознания супругами того факта, что развод — значит больше никакого семейного шаббатнего ужина. Почти все — евреи-атеисты, религиозные евреи, евреи я-не-знаю-во-что-верю — собираются вместе со своими семьями для встречи Шаббата. Кляйнштейн написал:
Ещё одна пятница, вдыхаю воздух, свет и тень снова играют в салочки. Стол накрыт, на стене детские фотографии, белые процессии возвращаются из синагоги, и этот запах, который ранит моё сердце… подкрадываешься и открываешь двери в маленькую радость, в ту же самую старую песню, которая передаётся из поколения в поколение.
Но потом Кляйнштейн вырос и женился на Рите, женщине, которая стала одной из самых популярных израильских певиц. Много лет спустя они развелись и он продолжил свою успешную карьеру музыканта. Сейчас в свои пятьдесят он, светский еврей, живущий в Тель-Авиве, другой. Для Тель-Авивим (жителей Тель Авива) утро пятницы священное. Дети в школе, но ты сам не на работе. Это как утро субботы в США, но без детей. Шаббат, или суббота, — это семейный день, а Йом Шиши (шестой день) — отдых для родителей.
Вы идёте в кафе с газетой в руках, или сейчас с вашим айпадом. Вы можете быть сами или с друзьями. Возможно, сходите на фермерский рынок, как мы с Эланой сегодня утром.
Для кого-то это поездка на велосипеде на гору Кармель или поход по холмам вокруг Иерусалима. Или, может, прогулка с вашей собакой по улице Ротшильда в центре Тель-Авива со всеми модными кафе и ресторанами. Мне кажется, что взрослый Кляйнштейн, тель-авивская знаменитость, пытается передать именно эту картину во втором стихе.
Ещё одна пятница — балкон и газета, солнце, как тревоги, постепенно исчезает, простые мелодии льются из окна, и нет ничего, чтобы могло бы разрушить эту тишину.
Я вспоминаю свою первую поездку в Израиль. Вечер пятницы 1991 года, я пошёл с братьями Эланы в их марроканскую синагогу. Марроканские евреи — сефарды (в отличие от ашкенази, европейцев, как моя семья) и у них более живой стиль поклонения, чем стоическое пение на иврите, с которым я вырос. Одетые в белое, мы вернулись в крошечную квартирку мамы Эланы и у нас был праздничный ужин. Мне казалось, что я сплю и отправился назад во времени. Каждая семья в этом городе ужинала вместе.
Это было 26 лет назад. Четырнадцать лет спустя мы вернулись в Израиль и вырастили здесь своих детей. Однако, в последние несколько лет наши дети, теперь уже взрослые, вернулись назад в США. Каким же тихим стал Эрев Шаббат (вечер Шаббата) для нас с Эланой. Это тяжело. И немного грустно. Мы не привыкли к “тишине” на Эрев Шаббат. И многие наши друзья, у которых двойное гражданство, находятся в таком же положении. Мы шутим о том, чтобы поставить айпады на столе, чтобы через FaceTime наши дети были с нами вместе за ужином.
Но с другой стороны, мы с Эланой, родившие первого ребёнка через 9 месяцев и 3 дня после свадьбы, наслаждаемся свободой молодости в пятьдесят, гуляя в Йом Шиши, заходя в кафе, делая покупки на фермерском рынке в порту Тель-Авива, или прогуливаясь по пляжу — мы дождались того, чтобы жить, как молодая пара, 28 лет спустя. Мне это нравится.
А с FaceTime, Skype и подобными программами наши дети всего лишь в нескольких мегабитах от нас.
Времена меняется, и мы тоже меняемся на разных этапах нашей жизни. Но одно остаётся надёжным — Господин Шаббата, который не изменяется.
И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал. (Быт. 2:2-3)
Кляйнштейн заканчивает свою мелодичную песню словами, которыми мы молимся каждую неделю во время Киддуша, встречая Шаббат, словами, которыми мы будем молиться сегодня в нашей общине и которые будут петься по всему Израилю:
Ки бану бахарта, вэ’отану кидашта… Барух ата Адонай мэкадэш ха-Шаббат
Ибо Ты избрал нас и освятил нас… Благословен Ты, Господь, освящающий Шаббат.
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org