27.12.2024
Иудаизм
👀 41

Четыре святых города для евреев

Четыре святых города для евреев

Если евреи говорят о Иерусалиме, Хевроне, Цфате или Тверии, то они обязательно добавят слова «святой город». Вспоминая в разговоре обо всех этих населенных пунктах вместе, могут добавить выражение «четыре святых города Израиля» либо «четыре земли жизни». Если ситуация с Иерусалимом более-менее понятна, то что же такое произошло в остальных городах, что евреи стали именовать их святыми?

Выясняется, что святость каждого из вышеназванных городов имеет собственные причины. Общее у них только одно – в XVI веке группа известных раввинов, коими были Моше Альшех, Йосеф Каро, Ицхак Лурия и Давид Ибн Зимра, постановила, чтобы все еврейские общины из диаспор Азии, Африки и Европы начали собирать финансовые средства для поддержки соплеменников, проживающих в Эрец Исраэль. Специально уполномоченные посланники, каковыми являлись представители Иерусалима, Хеврона, Цфата и Тверии, собранные средства стали аккумулировать у себя, после чего делить их в определенных пропорциях между своими городами.

Данный квартет просуществовал не слишком долго. В районе 1660 года в Галилее начались беспорядки, инициированные друзской общиной ради борьбы за власть. В ходе этих беспорядков больше всего досталось еврейской общине Тверии, которая была полностью уничтожена. Тогда собираемые деньги стали делиться на три части для оставшейся тройки святых городов. Для них даже придумали собственное название «города ЯХАЦ», соединив заглавные буквы святых городов Йерушалаима, Хеврона, Цфата. Спустя некоторое время еврейскую общину в Тверии смогли восстановить, и собираемые средства вновь начали делить на четыре части.

Существуют и другие объяснения святости указанных городов. Одно из них говорит, что из заглавных букв святых городов получается акроним, относящийся к Храму. Если его расшифровать, то получится фраза, гласящая: «Пусть он будет отстроен и установлен в скором времени, в наши дни, амен». По другому объяснению, жители святых городов оказались более религиозными, чем евреи других мест. В вопросах религии и чистоты они были гораздо более ответственными. К примеру, во всех этих городах на кладбищах не сажали деревья. Считалось, что ветви, нависающие над могилами, впитывают в себя продукты разложения мертвых тел, после чего распространяют эту нечистоту на каждого, кто окажется рядом.

Иерусалим

Четыре святых города для евреев

Иерусалим – вечная столица Израиля и самый важный из святых городов. Мало того, священным он является для всех трех основных авраамических религий, что объясняется важными причинами. Ведь и христианство, и ислам базируются на иудейских канонах. Для иудеев же Иерусалим важен вдвойне, ведь с этим городом и местом, где он был основан, связано множество историй, записанных в священных для евреев книгах.

Согласно Мидрашу, с того места, на котором впоследствии был установлен Храмовый алтарь, Всевышним была взята земля для создания Адама, первого человека. В Талмуде написано, что на месте нахождения Святая Святых Иерусалимского Храма изначально был Эвен Штия – Камень основания, точка, с которой вообще начался существующий мир. А на одном из холмов, ныне находящихся в черте города, по указанию Всевышнего Авраам соорудил жертвенник, предназначенный для принесения в жертву Господу своего же сына Ицхака. И само основание Иерусалима связано с именем легендарного царя Давида, чья родословная корнями уходит к родоначальникам еврейской нации.

Хеврон

Четыре святых города для евреев

Этот населенный пункт входит в число древнейших городов мира. Сейчас он является столицей одноименной палестинской провинции, но в былые времена был составной частью Иудеи.

По уровню святости Хеврон занимает вторую строчку после Иерусалима. Это случилось потому, что в Библии он описан как «город праотцов и праматерей». А все из-за пещеры под названием Махпела. Считается, что она сделана в скале лично Господом как место для жизни Адама и Евы после изгнания их из Рая. Здесь же они были и похоронены. В библейские времена первых людей обнаружил лично Авраам, который после этого приобрел в свою собственность Махпелу у предыдущего владельца. Позже в этой же пещере получили упокоение Авраам с Сарой, его сын Ицхак с Ривкой, внук Яаков с женой Леей.

В начальный период странствования евреев по пустыне до Хеврона доходил один из посланных в Ханаан лазутчиков – праведный Калев. Здесь он просил у Бога сил для противостояния сговору остальных еврейских разведчиков. После образования еврейского государства в Хеврон стали постоянно приезжать люди, чтобы совершить молитву у входа в пещеру Махпела. Получается, что святость Хеврона обеспечена не столько действиями выдающихся деятелей прошлого, сколько похороненными в нем людьми.

Цфат

Четыре святых города для евреев

Этот город находится в Верхней Галилее. Он построен в стратегическом месте, на вершине одной их гор. Отсюда можно видеть и Средиземное море, и озеро Кинерет, известное под названиями Галилейское море, и Тивериадское озеро, и священную гору Хермон. Святость Цфата для евреев обеспечили проживавшие в нем великие мудрецы прошлого: каббалист Моше Кордоверо, бежавший от преследований инквизиции из Португалии, создатель фундаментального свода еврейских законов «Шулханарух» раби Иосиф Каро, а также Шломо Галеви Алкабец, написавший шаббатный гимн «Леха доди».

Впрочем, вероятно, больше всего для святости придал городу Ицхак Лурия, прибывший в Цфат во второй половине XVI столетия. При нем Цфат превратился не только в региональную базу торговли, но и в глобальный центр еврейского образования. А со временем к ним добавился и статус центра каббалы – еврейского мистицизма. Именно Ицхак Лурия был одним из видных раввинов, выдвинувших идею сбора средств для четырех святых городов Эрец-Исраэля.

Святость Цфата зиждется не только на именах людей, которые в нем жили и работали, но и на именах личностей, там похороненных. Такими являются раби Йонатан бен Узиэль и знаменитый Рашби, раби Шимон бар Йохай, могилу которого до сих пор ежегодно посещают сотни тысяч людей.

Тверия

Четыре святых города для евреев

Четвертый из святых для евреев городов основан вовсе не ими. Его создание произошло в период правления римского императора Тиберия, в честь которого он и получил собственное имя. Но позже Тверия превратилась в главный центр изучения Торы. Кроме того, когда в период римского правления из-за прихода в Иудею людей с другой ментальностью моральный облик евреев резко снизился, именно в Тверию ушел Верховный еврейский Суд Сангедрин. Его представители покинули Иерусалим, даже несмотря на то, что это существенно снижало их правовой статус. Однако, по мнению еврейских религиозных толкователей, в момент прихода Машиаха и наступления времени окончательного Избавления, Сангедрин вновь соберется для того, чтобы взойти в Святой Храм. А произойдет это именно в Тверии.

Интересно, что этот город одно время была попросту забыт. Он возродился благодаря инициативе очень состоятельной еврейской женщины Грации Мендес Наси. Донна Грация, как ее именовали современники, выкупила земли близ озера Кинерет и дала новую жизнь этому святому городу.

Приглашаем в наш телеграм: Мой Израиль

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *