Для людей христианского миропонимания слово Сатана обозначает некоего отрицательного персонажа, властелина над всей нечистой силой на планете.
Ему подчиняется огромная армия исполнителей отрицательного плана, главная задача которых – обманывать простых людей, сбивать их с пути истинного, а потом еще и наказывать, после того как они покинут этот мир. Но вот что удивительно. Христиане как представители религии, отпочковавшейся от иудаизма, взяли этого персонажа оттуда же. Просто его наделили дополнительными полномочиями, получив в итоге некое вселенское Зло.
А кем же является Сатана для евреев? В первую очередь следует обратиться к значению самого слова «Сатана». В иврите корень его (син-тэт-вав) обозначает понятия «обвинять», «взыскивать». В таком случае получается, что указанный персонаж в иудаизме – вовсе не падший ангел, восставший против Бога, а посланец Творца, наделенный особыми функциями, главная из которых – быть обвинителем на Небесном Суде. Попробуем более пристально взглянуть на этого персонажа. Возможно, это поможет лучше понять суть иудейской религии и основы миропонимания евреев.
Для начала следует уточниться с настоящим именем данного персонажа. У евреев он именуется Сатан. Но и это, скорее всего, не настоящее имя. Считается, что его функцию исполняет Самаэль – вполне себе нормальный ангел, послушный воле Всевышнего. Он находится у него на службе и выполняет возложенную на него обязанность искушать людей. Так производится проверка людей на искренность соблюдения заповедей.
В случае выявления грешников им будет указано на несоответствие избранного пути, а значит, людям потребуется провести над собой определенную нравственную работу, чтобы возвратиться на путь истины. К слову, скрыть свои проступки от взгляда ангела, приставленного к нему, не представляется возможным. После ухода в мир иной человек попадет на Суд Небесный, строгий, но справедливый. И там искуситель будет стоять по правую руку от главного судьи – Всевышнего.
Вот здесь проявляется еще одно отличие между христианством и иудаизмом. Если в христианстве судьбу умершего человека решает один из божественных архангелов, то в иудаизме это делается исключительно Творцом. Однако предварительно должно состояться судебное разбирательство, и роль ангела Самаэля здесь – быть обвинителем, фактически прокурором. Несмотря на то, что все грехи человека и так открыты Господу, он не станет вершить суд, пока на них не укажет официальный обвинитель Сатан.
А дальше все будет зависеть от того, насколько человек при жизни прислушивался к божественным предупреждениям. Если он исправлял свои ошибки, для него уже в загробном мире существует возможность дальнейшего приближения к Творцу. В обратном случае уже сам Господь приказывает Сатану забрать душу грешника, и человек уже в ином мире будет учиться воспринимать божественные истины, правда, в гораздо менее комфортных условиях. Фактически в данном случае Бог и Сатан действуют в едином ключе.
Такую ситуацию видели древние еврейские мудрецы. Они считали, что у человека есть два начала: йецер а-тов – доброе, и йецера-ра – дурное. Понятно, что для Сатана выделялась функция подстрекательства человека к греху. Казалось бы, это крайне нехорошее дело еврейскими мудрецами рассматривалось далеко не однозначно. В Берейшите на этот счет прямо указано, что йецер а-тов – это хорошо, но йецера-ра – это весьма хорошо. Объяснить это просто. Земная жизнь человека не бесконечна. В процессе своего земного бытия человек своей главной задачей поставить должен не накопление неких материальных ценностей, а приближение к Творцу и максимально точное исполнение Божьих заповедей.