Три еврейских мудреца, знатока Торы: Рабби Саадия Бен Иосиф, Рабби Иегуда Галеви, Раввин Моше бен Маймон.
Рабби Саадия Бен Иосиф, впоследствии ставший СаадияГаон («гений»), родился в 882 г. н.э. в небольшом египетском селении, расположенном неподалеку от Файюма. Оно традиционно идентифицировалось как древний город Питом с тысячелетней историей, построенный еврейскими рабами.
Жизнь и деятельность мудреца связана со многими конфликтами, с которыми сталкивались ближневосточные еврейские общины в тот период, когда мусульманские правители пытались сделать евреев людьми второго сорта. Рабби СаадииГаон в своих ранних трудах выступал против секты евреев, именуемых караимами, отвергавшей Талмуд и устанавливавшей собственные традиции и обычаи. За это караимы мстили Саадии, преследуя его. Однажды они, ворвавшись в жилище, уничтожили его труды и книги. Мудрецу пришлось бежать в Израиль. Впоследствии он жил в Сирии, потом снова на египетской земле. В конце концов, Рабби СаадииГаон стал главой еврейской академии Суры в Вавилонии.
Рабби Иегуда Галеви, родившийся в 1075 в Испании, прославил еврейскую нацию, став великим ученым, писателем, поэтом. Его прекрасные стихотворные творения доныне вдохновляют сердца любителей поэзии, а философский труд Кузари стал классическим произведением еврейской литературы. Душа мудреца рвалась на Землю Обетованную. В свои стихотворения он вложил желание многих поколений иудеев увидеть ее. Перед уходом из жизни Иегуда писал о том, что его сердце находится на Востоке, в то время как ему приходится пребывать на краю Запада.
Мечта философа обрела реальные формы в 1140 году, когда он вместе с зятем отправился на Святую землю. Путешествия в те времена были очень опасны, ведь корабли часто гибли, попав в шторм, да и на море безумствовали пираты. Иегуда сам не раз собирал средства для того, чтобы выкупить еврейских пассажиров, похищенных морскими разбойниками. Отправляясь в нелегкое плавание, Рабби, конечно же, боялся такой же участи, о чем свидетельствуют сохранившиеся записи, которые он вел на корабле. Грохот на палубах и отсеках, тянущие веревки люди, песок и железный балласт, которые разбрасывают, словно сено, гнущиеся, подобно соломинкам, кедровые мачты, а за всем этим слышны мольбы Господу.
Наконец, и первая остановка на пути в Израиль. Ею оказалась прибрежная Александрия. Пройдет несколько сотен лет и ученые раскопают целую гору посланий, которые были написаны александрийскими евреями за несколько месяцев до прибытия мудреца. Из них стало известно, что давние почитатели философа пребывали в волнении и озабоченности в том, кто же будет принимать гостя. Ведь это была великая честь каждому из них. Рабби Иегуда остался в Александрии на весь праздничный период Рош-а-Шана. Мудрец оценил красоту жизни еврейской общины, наслаждаясь пребыванием в ней. К нему пришло вдохновение, вылившееся в великолепные стихотворные творения.
Рабби решил уехать из Александрии сразу же после Песаха, заказав билет на корабль, отправляющийся в Израиль 7 мая 1041. Именно тогда он отбыл в израильский порт Акра. О том, что было дальше, существует несколько противоречивых версий. По одной из них судно, на котором плыл философ, пропало в море. Согласно другой – Иегуда Галеви попал в Иерусалим в день траура по разрушенным Храмам. Третья версия гласит, что Рабби сбил арабский всадник, после чего мудрец скончался.
Раввин Моше бен Маймон, прославившийся под именем Рамбам, считается величайшим еврейским мудрецом. Он родился в испанской Кордове в 1135. После того как эти земли завоевали члены фанатичной мусульманской секты Альмохад, заставлявших евреев под страхом смерти обращаться в ислам, тринадцатилетний паренек и его семья бежали из Кордовы. Двенадцать лет пришлось еврейскому семейству, а значит и Рамбаму, странствовать по христианской Испании.
Потом они переехали в марокканский город Фез. Однако и там семья не прижилась из-за того, что в этих местах иудейская вера находилась под запретом, караясь смертной казнью. Семейство отбыло в Каир, где иудеев не трогали. К тому моменту Рамбам уже был знаменит как раввин. Кроме того, он стал врачом первого султана Египта и Сирии Саладдина. Семья властителя, нееврейское население Каира глубоко уважали Рамбама, а представители еврейской общины считали его своим раввином. Об этом свидетельствует сохранившееся письмо, написанное философом. В нем он детально описывает свой рабочий день. В начале каждого дня Рамбам осматривал владыку. Если же он либо кто-то из его детей заболевал, то большую часть дня врач проводил во дворце. Уделялось внимание также и офицерам короля. По возвращении домой, а жил мудрец в еврейской части Каира Фустате, он обнаруживал толпу людей, состоящих из судей, магистратов, язычников, заполнявших залы его дома. После мытья рук и легкого обеда Рамбам отправлялся их лечить.
Порой поток людей длился часами, и усталость была та велика, что к ночи он не мог сказать даже слова. Шабат философ проводил в еврейской общине, отвечая на многочисленные вопросы прихожан и решая насущные проблемы как ее руководитель. Мудрец переписывался со многими еврейскими общинами мира. В посланиях, которые он получал, звучали вопросы, на которые Рамбам давал проницательные ответы, до сих пор ценимые евреями в разных странах.