22.11.2024
Люди
👀 386

Три еврея из Украины, изменившие Израиль

На территории, где сейчас располагается независимое государство Украина, наряду с многими народностями проживали и люди еврейской национальности. О первых из них упоминается еще в IV веке до н.э., когда они появились в Крыму и на северо-восточном побережье Чёрного моря.

Три еврея из Украины, изменившие Израиль

После завоевания Хазарского каганата в 969 году киевским князем Святославом Игоревичем тамошние евреи переселились в Киев. В дальнейшем количество представителей данной нации выросло до нескольких миллионов, дав миру многих известных людей. Особенно это заметно по современной истории, в которой происходящие события отражаются в десятках документов. Среди людей, некогда родившихся на украинских землях, есть несколько оказавших прямое влияние на возрождение государства Израиль, а также внесших значительный вклад в развитие еврейской культуры.

Голда Меир

Три еврея из Украины, изменившие Израиль

Эта женщина стала пятым по счету премьер-министром Израиля. В Киеве 1898 года в бедной еврейской семье 3 мая родилась девочка. Ее родители были простыми людьми: отец – плотник, а мать – кормилица. В семье было 8 детей, 5 из которых умерли в младенчестве. В 1903 году вся семья переехала в Пинск (ныне территория независимой Беларуси), откуда отец почти сразу же отправился искать счастье в США. Спустя 3 года и остальная семья переехала к нему, поселившись в Милуоки.

После окончания школы юная Голда отправилась в Денвер, где начала активно участвовать в сионистском движении. Здесь она познакомилась со своим будущим мужем Морисом Меерсоном, с которым в 1921 году переехала в Палестину. Сначала семейство проживало в кибуце Мерхавия, а потом переехало в Иерусалим. На новом месте Голда стала членом женского отдела всеобщей федерации трудящихся, который с 1928 года и возглавила.

Как достаточно значимый деятель сионистского движения она начала путешествовать по миру, участвовала в различных мероприятиях, где представляла интересы еврейских организаций. Ее старания были замечены. Когда 14 мая 1948 года было объявлено об основании государства Израиль, она вошла в число людей, подписавших Декларацию его независимости. Спустя 21 год ее избрали премьер-министром страны.

Период ее премьерства пришелся на трудное время. В это время разразилась Война Судного дня, стоившая Израилю тысяч человеческих жизней. Мейер обвиняли в стратегических ошибках при подготовке к войне, в слабой работе политической коалиции в кабинете министров и кнессете страны. Однако при ней был объединен Иерусалим, за что в 1971 году Голда была награждена медалью «За освобождение Иерусалима». Кроме того, именно она приказала найти и физически уничтожить террористов, убивших израильских спортсменов в 1972 году во время проведения Олимпийских игр в Мюнхене. Премьер-министр последовательно и жестко отстаивала интересы страны во внешней политике, заставив руководство развитых стран «заметить» еврейское государство, начав учитывать в переговорах и его интересы.

Шай (Шмуэль Йосеф) Агнон

Три еврея из Украины, изменившие Израиль

Этот талантливый человек стал классиком современной ивритской литературы и нобелевским лауреатом. Родился он на территории нынешней Тернопольской области в городе Бучач, который в настоящее время является частью Украины. На момент появления на свет Шая Агнона (8 августа 1887 года) регион принадлежал Австро-Венгерской империи. Семья будущего писателя жила зажиточно: отец относился к чертковским хасидам, имел образование раввина и занимался торговлей мехами. Мать происходила из богатого купеческого семейства.

Мальчик получил традиционное еврейское образование: под началом отца и присмотром деда он постигал Танах и Талмуд. В это же время у него проявился талант к написанию различных историй, которые он сам же и выдумывал. После достижения юношей 18-летнего возраста в 1905 году он уехал во Львов. Для провинциального парня это был настоящий мегаполис, наполненный множеством соблазнов и возможностей.

Здесь он устроился сотрудником в издательство еврейской газеты. В продолжение 3 лет он постигал азбуку журналистского искусства, попутно проникаясь сионистским духом. В 1908 году он прервал с ней контракт и отправился в Палестину, поселившись в Иерусалиме. На новом месте Агнон полностью посвятил себя литературе. Уже на следующий год у него вышло из печати первое произведение – повесть «Агунот».

В начале 1910-х молодой писатель возвратился в Европу, остановившись в столице Германии Берлине. Здесь он продолжил заниматься творческой деятельностью, а познакомившись с Мартином Бубером, даже начал совместно с ним издавать еврейский журнал «Юде». Еще одним знаковым событием для Шая Агнона стала встреча с именитым издателем Залманом Шокеном, который предоставил молодому писателю 5-летнюю стипендию и публиковал его творения.

После обратного возвращения в Палестину у Агнона начался пик его творческой деятельности. Он написал роман «Свадебный балдахин», который стал первым из двух его наиболее значимых произведений. Спустя некоторое время Агнон создал новый роман, вошедший в число культовых, под названием «Ночной гость». Описанные в нем события происходят, якобы в его родном городе Бучаче. Спустя 3 десятилетия, в 1966 году, Шмуэль Йосеф Агнон был номинирован на получение Нобелевской премии по литературе. В настоящее время в Израиле функционирует дом-музей писателя, а в родном для него украинском городе Бучач одна из улиц названа его именем.

Владимир (Зеев) Жаботинский

Три еврея из Украины, изменившие Израиль

Этот политик, видный общественный деятель, лидер правого сионизма, создатель «Еврейского легиона», движения «Бейтар» и «Иргун», а также писатель, поэт, публицист, журналист, переводчик родом из Одессы, где он появился на свет 6 октября 1880 года. Отец мальчика служащий Российского общества мореходства и торговли занимался торговлей пшеницей, а мать – домашним хозяйством и воспитанием детей. С 1885 года семейство некоторое время проживало в Германии, где отец Зеева лечился от тяжелой болезни. К сожалению, лечение, на которое ушло очень много денег, не помогло, и в 1886 году отец умер, оставив семью без средств.

Пришлось матери Зеева находить выход из создавшегося положения. Она открыла канцелярскую лавку, что принесло семье необходимые средства, а Владимира определила в Одесскую гимназию. И хотя учеба у парня не заладилась, но у него проявилась страсть к журналистике. Уже 16-летним подростком он начал сотрудничать с изданием «Одесский листок», входившим в число крупнейших провинциальных газет империи. Уровень работ юного журналиста был настолько высоким, что редакция решила отправить его в Европу, в качестве собственного корреспондента в Италии и Швейцарии.

Попутно с журналистской деятельностью молодой человек решил изучать право. Поэтому он поступил на учебу в Римский университет. Вернувшись в Россию из-за границы, Жаботинский продолжил работу журналиста уже в Санкт-Петербурге. Там он создал семью и активно участвовал в общественных мероприятиях, на которых выступал за равноправие и свободу личности. Уже тогда ярко проявилась сионистская направленность его деятельности.

С началом Первой мировой войны Жаботинский стал фронтовым корреспондентом. По делам службы отправился в Египет, где стал сотрудничать с английскими военными. Он начал продвигать идею создания еврейского военного подразделения в составе британских войск на ближнем Востоке. Впоследствии такая часть была сформирована, получив наименование «Еврейского легиона». По окончании войны этот неординарный человек переселился в Палестину, однако теперь его интересы стали кардинально отличаться от интересов британских властей. В итоге Зеев был арестован и осужден на длительный срок. Правда, заключение его было недолгим.

В 1920-х годах Жаботинский активно занимается политической деятельностью. Он почти сразу вошел в число руководителей Всемирной сионистской организации. Как один из ее лидеров стал требовать усиления политического давления на Британию с целью склонить ее к созданию полноценного еврейского государства в Палестине. Попутно он настаивал на создании военизированных группировок, которые должны были охранять евреев в Палестине и осуществлять давление на арабских соседей.

Этот активный человек и умер, находясь на посту. Трагическое событие произошло во время посещения им военизированного лагеря «Бейтар». У Жаботинского просто не выдержало сердце. В память о нем в Израиле и на Украине в его честь названы улицы ряда городов, а в родной для Владимира Одессе его имя носит одно из учебных заведений – гимназия с углубленным изучением иврита.

Приглашаем в наш телеграм: Мой Израиль

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *