На территории, где сейчас располагается независимое государство Украина, наряду с многими народностями проживали и люди еврейской национальности. О первых из них упоминается еще в IV веке до н.э., когда они появились в Крыму и на северо-восточном побережье Чёрного моря.
После завоевания Хазарского каганата в 969 году киевским князем Святославом Игоревичем тамошние евреи переселились в Киев. В дальнейшем количество представителей данной нации выросло до нескольких миллионов, дав миру многих известных людей. Особенно это заметно по современной истории, в которой происходящие события отражаются в десятках документов. Среди людей, некогда родившихся на украинских землях, есть несколько оказавших прямое влияние на возрождение государства Израиль, а также внесших значительный вклад в развитие еврейской культуры.
Голда Меир
Эта женщина стала пятым по счету премьер-министром Израиля. В Киеве 1898 года в бедной еврейской семье 3 мая родилась девочка. Ее родители были простыми людьми: отец – плотник, а мать – кормилица. В семье было 8 детей, 5 из которых умерли в младенчестве. В 1903 году вся семья переехала в Пинск (ныне территория независимой Беларуси), откуда отец почти сразу же отправился искать счастье в США. Спустя 3 года и остальная семья переехала к нему, поселившись в Милуоки.
После окончания школы юная Голда отправилась в Денвер, где начала активно участвовать в сионистском движении. Здесь она познакомилась со своим будущим мужем Морисом Меерсоном, с которым в 1921 году переехала в Палестину. Сначала семейство проживало в кибуце Мерхавия, а потом переехало в Иерусалим. На новом месте Голда стала членом женского отдела всеобщей федерации трудящихся, который с 1928 года и возглавила.
Как достаточно значимый деятель сионистского движения она начала путешествовать по миру, участвовала в различных мероприятиях, где представляла интересы еврейских организаций. Ее старания были замечены. Когда 14 мая 1948 года было объявлено об основании государства Израиль, она вошла в число людей, подписавших Декларацию его независимости. Спустя 21 год ее избрали премьер-министром страны.
Период ее премьерства пришелся на трудное время. В это время разразилась Война Судного дня, стоившая Израилю тысяч человеческих жизней. Мейер обвиняли в стратегических ошибках при подготовке к войне, в слабой работе политической коалиции в кабинете министров и кнессете страны. Однако при ней был объединен Иерусалим, за что в 1971 году Голда была награждена медалью «За освобождение Иерусалима». Кроме того, именно она приказала найти и физически уничтожить террористов, убивших израильских спортсменов в 1972 году во время проведения Олимпийских игр в Мюнхене. Премьер-министр последовательно и жестко отстаивала интересы страны во внешней политике, заставив руководство развитых стран «заметить» еврейское государство, начав учитывать в переговорах и его интересы.
Шай (Шмуэль Йосеф) Агнон
Этот талантливый человек стал классиком современной ивритской литературы и нобелевским лауреатом. Родился он на территории нынешней Тернопольской области в городе Бучач, который в настоящее время является частью Украины. На момент появления на свет Шая Агнона (8 августа 1887 года) регион принадлежал Австро-Венгерской империи. Семья будущего писателя жила зажиточно: отец относился к чертковским хасидам, имел образование раввина и занимался торговлей мехами. Мать происходила из богатого купеческого семейства.
Мальчик получил традиционное еврейское образование: под началом отца и присмотром деда он постигал Танах и Талмуд. В это же время у него проявился талант к написанию различных историй, которые он сам же и выдумывал. После достижения юношей 18-летнего возраста в 1905 году он уехал во Львов. Для провинциального парня это был настоящий мегаполис, наполненный множеством соблазнов и возможностей.
Здесь он устроился сотрудником в издательство еврейской газеты. В продолжение 3 лет он постигал азбуку журналистского искусства, попутно проникаясь сионистским духом. В 1908 году он прервал с ней контракт и отправился в Палестину, поселившись в Иерусалиме. На новом месте Агнон полностью посвятил себя литературе. Уже на следующий год у него вышло из печати первое произведение – повесть «Агунот».
В начале 1910-х молодой писатель возвратился в Европу, остановившись в столице Германии Берлине. Здесь он продолжил заниматься творческой деятельностью, а познакомившись с Мартином Бубером, даже начал совместно с ним издавать еврейский журнал «Юде». Еще одним знаковым событием для Шая Агнона стала встреча с именитым издателем Залманом Шокеном, который предоставил молодому писателю 5-летнюю стипендию и публиковал его творения.
После обратного возвращения в Палестину у Агнона начался пик его творческой деятельности. Он написал роман «Свадебный балдахин», который стал первым из двух его наиболее значимых произведений. Спустя некоторое время Агнон создал новый роман, вошедший в число культовых, под названием «Ночной гость». Описанные в нем события происходят, якобы в его родном городе Бучаче. Спустя 3 десятилетия, в 1966 году, Шмуэль Йосеф Агнон был номинирован на получение Нобелевской премии по литературе. В настоящее время в Израиле функционирует дом-музей писателя, а в родном для него украинском городе Бучач одна из улиц названа его именем.
Владимир (Зеев) Жаботинский
Этот политик, видный общественный деятель, лидер правого сионизма, создатель «Еврейского легиона», движения «Бейтар» и «Иргун», а также писатель, поэт, публицист, журналист, переводчик родом из Одессы, где он появился на свет 6 октября 1880 года. Отец мальчика служащий Российского общества мореходства и торговли занимался торговлей пшеницей, а мать – домашним хозяйством и воспитанием детей. С 1885 года семейство некоторое время проживало в Германии, где отец Зеева лечился от тяжелой болезни. К сожалению, лечение, на которое ушло очень много денег, не помогло, и в 1886 году отец умер, оставив семью без средств.
Пришлось матери Зеева находить выход из создавшегося положения. Она открыла канцелярскую лавку, что принесло семье необходимые средства, а Владимира определила в Одесскую гимназию. И хотя учеба у парня не заладилась, но у него проявилась страсть к журналистике. Уже 16-летним подростком он начал сотрудничать с изданием «Одесский листок», входившим в число крупнейших провинциальных газет империи. Уровень работ юного журналиста был настолько высоким, что редакция решила отправить его в Европу, в качестве собственного корреспондента в Италии и Швейцарии.
Попутно с журналистской деятельностью молодой человек решил изучать право. Поэтому он поступил на учебу в Римский университет. Вернувшись в Россию из-за границы, Жаботинский продолжил работу журналиста уже в Санкт-Петербурге. Там он создал семью и активно участвовал в общественных мероприятиях, на которых выступал за равноправие и свободу личности. Уже тогда ярко проявилась сионистская направленность его деятельности.
С началом Первой мировой войны Жаботинский стал фронтовым корреспондентом. По делам службы отправился в Египет, где стал сотрудничать с английскими военными. Он начал продвигать идею создания еврейского военного подразделения в составе британских войск на ближнем Востоке. Впоследствии такая часть была сформирована, получив наименование «Еврейского легиона». По окончании войны этот неординарный человек переселился в Палестину, однако теперь его интересы стали кардинально отличаться от интересов британских властей. В итоге Зеев был арестован и осужден на длительный срок. Правда, заключение его было недолгим.
В 1920-х годах Жаботинский активно занимается политической деятельностью. Он почти сразу вошел в число руководителей Всемирной сионистской организации. Как один из ее лидеров стал требовать усиления политического давления на Британию с целью склонить ее к созданию полноценного еврейского государства в Палестине. Попутно он настаивал на создании военизированных группировок, которые должны были охранять евреев в Палестине и осуществлять давление на арабских соседей.
Этот активный человек и умер, находясь на посту. Трагическое событие произошло во время посещения им военизированного лагеря «Бейтар». У Жаботинского просто не выдержало сердце. В память о нем в Израиле и на Украине в его честь названы улицы ряда городов, а в родной для Владимира Одессе его имя носит одно из учебных заведений – гимназия с углубленным изучением иврита.