Расположенная южнее США Мексиканская республика не может похвастать такой же значительной еврейской диаспорой, как ее северный сосед, однако они там есть, создав отдельную сплоченную общину, насчитывающую свыше 40000 представителей. История мексиканской еврейской диаспоры полна драматизма и неожиданных поворотов.
Первыми евреями, оказавшимися в Мексике, стали несколько соратников Эрнана Кортеса, огнем и мечом завоевавших эту территорию для Испанской короны. В рядах его отряда было несколько тайных евреев, отправившихся на новые земли, спасаясь от преследований в самой Испании. На первых порах их выбор оказался правильным. Иудеям на новых землях жить было куда проще, чем в Старом свете. Даже первый вице-король Испании, направленный правящей королевской четой в Мексику, Антонио де Мендоса, носил еврейское имя. Как предполагают историки, де Мендоса был тайным евреем, сумевшим получить у испанских правителей высокую должность, направленный в Америку «цивилизовывать» новые территории.
Понятно, что еврей, хоть и тайный, к иудеям относился довольно лояльно. По крайней мере, ситуация была не столь жесткой, как в Старом свете. Продолжателем дела де Мендосы стал новый назначенец королевского двора Луис де Карвахаль – знаменитый испано-португальский дворянин, выходец из семейства обращенных евреев. Став губернатором новых территориальных образований, он приветствовал приезд в королевство Новый Леон представителей еврейской нации. Об уровне либеральности отношения властей на новых землях к иудеям говорит тот факт, что племянник губернатора Луис Родригес Карвахаль открыто вернулся к своей еврейской идентичности, поощряя приехавших в Мексику иных тайных евреев поступать так же.
К сожалению, испанская инквизиция со временем дотянулась и до новых земель. Начиная с 1571 года, жизнь в Мексике для евреев значительно усложнилась. Чтобы не подвергать себя опасности, многие из них выехали в соседнее Перу, остальным же пришлось уйти в глубокое подполье. Ведь если каким-то образом обнаруживалось, что иудеи продолжают исповедовать свою веру, судьба этих людей была бы печальной. Представители инквизиции преследовали всех, не считаясь с их положением в обществе. Примером может служить судьба семьи тех же Карвахалей. Сам губернатор окончил свои дни в тюрьме, но он еще легко отделался. Его сестра Франциска была сожжена на костре вместе со всеми своими детьми.
Инквизиторы прекрасно знали свое дело. Под подозрение мог попасть любой человек, совершавший действия, не приветствовавшиеся католической церковью. Это и купание в пятницу с дальнейшим надеванием свежей одежды, и исполнение поста на Йом Кипур, и освобождение птичьих тушек от крови перед употреблением в пищу, и обрезание сыновей, и употребление пресных лепешек на Песах. Кара за это была самой различной: от принудительного ношения специальной одежды до тюремного заключения и даже публичного сожжения на костре. Подсчитано, что вплоть до 1821 года, когда инквизиция в Мексике была официально отменена, порядка 100 иудеев были публично казнены, а множество других отправлены за решетку.
Как ни странно, но права евреям вернули завоеватели. В 1860-х на мексиканские земли вторглись французские войска, основав на отвоеванных территориях Вторую мексиканскую империю. Ее недолгий правитель император Максимилиан I подписал документ о религиозной терпимости, чем уравнял права иудеев с католиками. Примечательно, что документ не дезавуировали и после свержения Максимилиана I с властного трона. Его преемник, уже президент Бенито Хуарес, гарантировал евреям их полные права на свободу вероисповедания.
Очень скоро данная политика принесла свои плоды. В Мексику потянулись еврейские мигранты из Европы. Первыми стали ашкеназы из Восточной Европы и России, уезжавшие оттуда, спасаясь от волны погромов. Потом появились сефарды из Османской империи, переживавшей не лучшие свои времена. Причем, для них переезд в Мексику давался даже проще. Их разговорным языком был еврейский диалект ладино, в основу которого положен испанский язык. В испаноязычной Мексике этот фактор давал определенные преимущества.
На сегодняшний день еврейская диаспора в этой стране включает в себя сразу 5 общин, сосуществующих параллельно, поддерживая свои собственные традиции. Община ашкеназов, пришедшая из Восточной Европы, исполняет службы в возведенной в 1941 синагоге – точной копии своего литовского аналога. Интересно, что строители в точности копировали затейливые элементы образца по имеющимся в их распоряжении фотографиям.
Сефарды предпочитают свою синагогу, возведенную в самом сердце Мехико в 1923 году. Параллельно действуют две обособленные общины иммигрантов из Сирийских городов Дамаска и Алеппо. Каждая из них, несмотря на происхождение из одной страны, придерживается собственных традиций. И, наконец, пятая община – иммигранты из США. Она появилась относительно недавно, но и ее представители, называя Мексику своим домом, исповедуют собственные традиции, принесенные с собой из Соединенных Штатов.
Впрочем, все еврейские группы объединяют общие проблемы. Одна из них – высокий уровень преступности в Мексике. Обеспечивая безопасность своих синагог, евреи не смотрят на принадлежность к определенной группе. Дружно работают и благотворительные еврейские организации. Под их эгидой созданы независимые от властей службы скорой помощи и ряд социальных групп, в том числе и борющаяся с похищением людей.
Несмотря на свою малочисленность, евреи Мексики стараются поддерживать собственную идентичность. В стране минимальный уровень смешанных браков – всего 6%. Всего лишь 5% местных евреев не связаны с какой-то из мексиканских еврейских общин. Абсолютное большинство детей ходят в еврейские школы, которых в стране открыто 16.
Руководство страны старается поддерживать свое лояльное отношение к евреям. Несмотря на то, что их уравняли в правах с остальными жителями Мексики более полутораста лет назад, в 2003 году в стране был принят новый закон, запрещающий дискриминацию. Антисемитизм попал в число запрещенных по закону факторов, и с тех пор уровень безопасности евреев Мексики стал еще более высоким.