На иврите данное место именуют Котель ХаКатан, что означает Малая Стена Плача. Она находится в мусульманском квартале Иерусалима и представляет собой часть базовых конструкций Второго Храма. Об этой святыне в отличие от большой Стены Плача знают немногие, но это не умаляет ее значимости в духовном плане.
На иврите данное место именуют Котель аКатан, что означает Малая Стена Плача. Она находится в мусульманском квартале Иерусалима и представляет собой часть базовых конструкций Второго Храма. Об этой святыне в отличие от большой Стены Плача знают немногие, но это не умаляет ее значимости в духовном плане.
Обе стены являются фрагментами огромного древнего фундамента, который возвели по указанию Ирода Великого вокруг Храмовой горы, где возвышался знаменитый Иерусалимский храм. В результате археологических исследований было выяснено, что каменные блоки, находящиеся под и над землей, числятся за разными историческими эпохами: от периода правления царя Соломона (X ст. до н.э.) до времени царствования Ирода Великого (последние 10-летия I ст. до н.э.).
Малая Стена Плача расположена в 200 м севернее своей именитой родственницы. Дорога к ней пролегает через мусульманский квартал. Если подойти к Железным воротам, которые ведут на Храмовую гору, то с левой стороны можно увидеть арку. Пройдя через нее, путешественники попадают в короткий шириной порядка 3 м проход с мощной древней кладкой. Археологи датировали два ее нижних ряда, отнеся их к эпохе Второго Храма. Древнейшие камни, скрытые еще ниже, расположены в культурном слое города, который нарастал тысячелетиями.
Следует помнить, что в иудейской религии святость места устанавливается не тем, насколько древними являются камни. Главное – близость к той части Храмовой горы, где мудрейший правитель Соломон разместил в Ковчеге Завета, как известно, являющегося Святая Святых иудеев, каменные скрижали Моисея. Оказывается, что в этом плане Малая Стена Плача находится на втором месте после отростка туннеля под Храмовой горой. А вот известная всем Западная Стена – лишь на третьем.
Можно сделать вывод, что Малая Стена хоть и не так популярна у туристов, но, по сути, именно она – один из ключевых иудаистских центров. Согласно преданию, это место связано с пришествием пророка Илии. Полагают, что сам Господь говорил тут с раввином Авраамом ха-Леви Брухимом.
Евреи не всегда имели доступ к данной святыне. Начиная с XIII столетия, проход вдоль нее являлся приютом для прибывающих сюда паломников-мусульман. На участке перед Малой Стеной расположены два небольших дворика, образовавшиеся при сооружении общественного туалета для мусульман, входа в который сейчас нет.
В течение 19 лет данная святыня контролировалась Иорданией. Это произошла по причине того, что в 1948 в ходе Войны за независимость Израиль потерял контроль над Старым городом. Иудеи стали свободно посещать святое для них место только в 1967 после Шестидневной войны. Тогда Иерусалим полностью перешел под юрисдикцию Израиля.
Казалось бы, проблема решилась, однако за последние 10-летия произошло множество конфликтов между евреями, которые приходили сюда молиться, и местными мусульманами.
В начале 1970-х археологические раскопки, проводившиеся у Малой Стены, привели к опасности обрушения окружающих ее зданий. Чтобы укрепить конструкции, инженеры просверлили несколько отверстий в данной Стене. Это вызвало чувство негодования и у еврейского, и у арабского населения. Для недопущения конфликтов властные структуры страны ввели запрет на какие бы то ни было преобразования дворовой территории. К примеру, здесь нельзя ставить даже лавочки.
Как и у Западной Стены, у этой святыни, несмотря на маленькую территорию возле нее, верующие люди произносят молитвы, закладывают в просветы между блоками свои послания Всевышнему с просьбами. Здесь же довольно часто проводится брит-мила – обряд обрезания евреев.