Популярность этого великого врачевателя была так велика, что английский король Ричард Львиное Сердце при посещении Святой Земли в период крестового похода предложил ему стать личным доктором. Медицинское искусство и авторитет этого человека послужили во благо его прямых потомков. Сын и внук его унаследовали должность личного врача преемников султана. Эта великая личность – Маймонид или Рамбам. В старорусских книгах его именуют Моисеем Египетским. Выдающийся еврейский врач, ученый, раввин, философ, кодификатор законов Торы считался духовным руководителем иудеев и своего времени, и следующих веков.
Моше бен Маймон увидел свет 30 марта 1135 года в испанском городе Кордова. Его отец, Маймон бен Иосиф, был раввином, судьей, автором комментариев к Торе, известным талмудистом. Раввин Маймон сам обучал своего сына, незаурядная одаренность и поразительная память которого впечатляли окружающих людей. Именно от отца Моше получил блестящие знания не только Талмуда и Торы, но и математики, астрономии, философии.
Накануне бар-мицвы (еврейского религиозного совершеннолетия) Моше бен Маймона случилась беда. Испанские города, в том числе и Кордова, были захвачены религиозными мусульманскими фанатиками, которые объявили священную войну «неверным». Их лидер принял решение уничтожить в Испании неугодные религии во имя всемирного торжества Корана.
Маймон бен Иосиф, как и тысячи других евреев, оставил дом, имущество и вместе со своей семьей покинул Кордову. Двенадцать лет семейство скиталось по Испании. В 1160 году отыскали убежище в Фесе (ныне Марокко). Однако относительно спокойная жизнь в африканском городе была недолгой. Через 5 лет мусульманский фанатизм достиг и этих мест. Мучительной смертью, отказавшись от формального магометанства, умер один из учителей Pамбама раввин Иегуда Эвен-Шушан. Сам же Моше бен Маймон и его брат успели скрыться.
Эти события подвигли семейство Маймонов в 1165 перебраться в Акре, расположенном в Иерусалимском королевстве. Рaмбам полгода путешествовал по Святой Земле, позднее эмоционально описав свои странствия. В 1166 семья переехала в Египет и стала жить в предместье Каира. Вскоре Рамбам женился. Имена жены, как и матери, еврейского гаона неизвестны. Установлено лишь то, что его супруга была из важной еврейской семьи Мишаэля Галеви бен Ишаяу, имевшего родословную их 14 поколений. В 1168 в семье Paмбама родился сын Авраам, который после смерти отца стал главой еврейской общины.
Маймонид отличался гениальными способностями во многих сферах. Избрав профессию врача, он уже через несколько лет стал истинным светилом медицины. Слава о докторе, который излечивает многие заболевания, перешагнула границы еврейской общины Каира. Его пригласил к себе Аль-Кади аль-Фадил аль-Байсами – главный египетский визирь, который рекомендовал его как искусного врачевателя султану Саланину (Салах ад-Дин). Среди большого количества лекарей Рамбaм выделялся своими знаниями и умениями. Образованный и мудрый человек, к которому султан проникся глубоким уважением, стал лейб-доктором семьи правителя. Рамбам имел большое влияние на султана, часто прибегавшего к его советам, но использовал его только для общей пользы. После захвата арабами Палестины, практически 100 лет истекавшей кровью во время правления жестоких крестоносцев, Маймонид добился декрета, который давал право евреям на возвращение и проживание в Иерусалиме.
Как известно, знания и опыт великого врачевателя, его гениальные медицинские трактаты стали известны далеко за пределами Египта. Согласно историческим сведениям, от именитого короля Англии Ричарда Львиное Сердце Pамбaму поступило предложение стать личным доктором королевской семьи, но тот отказался от этого заманчивого предложения.
Маймонид довольно быстро стал духовным лидером еврейской общины, играя в ней роль апелляционного судьи. В 1171 он официально был назначен ее главой, что вызвало упорное сопротивление местной еврейской знати, доходившее до угроз жизни Рaмбaма и доносов на него властям. Он утратил эту должность, пробыв на ней 2 года, вернув ее лишь в 1197.
Известность и авторитет Маймонида росли с каждым годом. К нему обращались за советами из различных мест. Ответы мудреца порой представляли собой целые книги. Еще до написания «Мишне Торы» в 1172 он на обращение раввинов Йемена написал «Послание в Йемен», высказав прямо и смело отрицательное отношение к исламской религии. Переписка Рамбама охватывала Египет, Ирак, Сирию, Магриб, Палестину, а позже – европейские страны.
Около 1177 Маймонид завершает беспримерный труд «Мишне Тора» – первый полный кодекс еврейского закона. Во время интенсивной работы по его кодификации бытовые заботы легли на плечи младшего брата Давида, который занимался торговлей алмазами. В том же году Pамбaмa испытал большое горе – погиб любимый им Давид, оставив жену и дочь. Это так подкосило Моше, что он проболел, не вставая с постели, практически год. После выздоровления, став личным доктором визиря султана, совершенствовал свое врачебное мастерство, делая упор на профилактике заболеваний и ведении здорового образа жизни.
Трудясь врачом, Рамбам постоянно жаловался на недостаток времени. Однако, даже активно занимаясь медицинской практикой, он нашел время для работы над самым длинным философским сочинением в истории – «Путеводителем рассеянных», написанным в 1187—1191 годы.
После завершения этого труда Маймонид писал лишь письма и работы, связанные с медицинской тематикой. Его энциклопедические сочинения стали настольными книгами врачей, живших в последующие столетия. Основательное учебное пособие по общей медицине соседствует с небольшими статьями, где рассказывается о способах лечения редких заболеваний, медицинскими трактами по узкоспециализированным темам, например, о ядах и противоядиях.
Маймонид также дал разрешение Шмуэлю Ибн Тиббону перевести на иврит «Путеводитель заблудших», разъяснив некоторые положения в письменном виде.
Свои произведения Райбама писал в основном на арабском языке, однако главный труд своей жизни «Мишне Тора» был создан на иврите. Его письма в зависимости от адресата были написаны либо по-арабски, либо на иврите.
Земной мир великий еврейский врач и мудрец покинул в 12 декабря 1204. В этот день в Каире объявили траур, который продолжался в течение 3 дней. Соблюдался он и евреями, и мусульманами. От печальной вести в Иерусалиме плакали и постились евреи. Похоронен Рaмбам в Тверии (Эрец-Исраэль) рядом с мудрецами эпохи Мишны. Память о выдающемся философе, богослове священна для всех поклонников этого великого человека.
Философские и медицинские труды Pамбама не потеряли своей актуальности до настоящего времени. Ведь он был настоящим ученым, исследователем, который считал, что только опыт – это критерий истины. Его творчество изумляет величием и размахом, побуждает мыслить, обсуждать, полемизировать. По многим проблемам, поднятым мудрецом, до сих пор существуют разногласия и споры, что свидетельствует об их важности и современности. А еще его труды обладают высокой практической ценностью. Ведь в них и сейчас можно отыскать четкие и недвусмысленные ответы на многие жизненные вопросы.