Эта известная художница родилась и получила первоначальное образование в России, продолжила его в Германии, а прославилась, будучи гражданкой Франции. Свои способности она использовала в различных сферах: писала картины, была дизайнером одежды, создавала театральные костюмы, ткала ковры, иллюстрировала книги, работала в сфере ар-деко и даже занималась тюнингом автомобилей. Именно она совместно со своим мужем стала основательницей нового направления в живописи – орфизма. Признанием ее таланта стало то, что это она была единственной женщиной, удостоившейся прижизненной персональной выставки в главной французской галерее – Лувре. Имя этой удивительной женщины – Соня Делоне.
Однако данное имя – всего лишь плод творческих и жизненных исканий художницы. На самом деле она является уроженкой еврейской семьи Эля и Ханы Штернов, проживавшей на территории Российской империи. В метрике, выданной в Одессе (тогда Херсонской губернии) в 1885 году, родители записали свою дочь как Сара Ильинична Штерн. До 5-летнего возраста девочка жила вместе с родителями в Полтавской губернии, в городке Градижск поблизости от Кременчуга. Ее родители были вполне обеспеченными людьми. Отец трудился управляющим на одном из заводов, а родственники матери входили в число крупных предпринимателей, адвокатов и банкиров, работавших на территории России.
Когда Саре исполнилось 5 лет, ее из провинциального Градижска отправили в столицу к брату матери Генриху Тимофеевичу (Товиевичу) Терку, преуспевающему петербургскому адвокату. В новой семье девочку настолько приветливо встретили, что она захотела быть удочеренной Терками, однако родная мать не дала на это разрешения. Тогда Сара решила поменять свое имя и фамилию. Так она стала Соней Терк. Со своим новым семейством девочка часто путешествовала по Европе, где просвещенные приемные родители водили ее по самым знаменитым музеям. Под впечатлением увиденного Соня начала рисовать, демонстрируя на этом поприще заметные успехи.
Талант юной особы разглядел школьный учитель по рисованию, который предложил ей продолжить обучение в одной из европейских школ. Вняв его совету, по достижению совершеннолетия Соня отправилась в Германию, где стала студенткой Художественной академии, располагавшейся в городе Карлсруэ. Это была частное учебное заведение, в котором предлагалось классическое художественное образование. В свободный от обучения период девушка совершала путешествия по европейским странам, где знакомилась с лучшими музейными коллекциями. Когда Соне исполнилось 20 лет, она приняла решение переехать в Париж, так как именно его считала центром европейского искусства. Там она поступила в Парижскую Академию де ла Палетт. Однако к этому моменту она уже увлеклась новыми направлениями в живописи, и академическая манера преподавания ее перестала удовлетворять. Ей больше нравились стили Руссо, Гогена, Ван Гога.
Проводя много времени в художественных галереях, Соня близко общалась с видными представителями живописного искусства того периода, много рисовала сама. Ее работы попали на выставку Парижской галереи «Нотр-Дам Шан». В кругу живописцев она нашла и своего супруга. Им стал видный немецкий коллекционер, галерист и критик Вильгельм Уде. Однако этот брак был коротким. Очень скоро молодая женщина встретила Робера Делоне, молодого художника-абстракциониста. Через некоторое время она развелась с Уде и вышла замуж на Делоне, взяв себе его фамилию и сохранив ее до конца жизни.
Творческие пристрастия молодых художников удивительным образом совпали, прекрасно дополнив друг друга. Под влиянием супруга Соня отошла от фигуративности и натурализма, стала больше заниматься абстрактными композициями геометрического плана и разложением цвета. В своих работах она переплетала геометрические фигуры с различными цветовыми тональностями, создавая яркие динамичные композиции, полные энергичного движения. Ее супруг Робер тоже внес кое-что новое в свое творчество, добавив ему света и яркости. Сама Соня впоследствии говорила, что муж дал ей форму, а она ему – цвет. В 1913 году их работы официально были признаны новым направлением в живописи под названием орфизм.
Энергичная художница буквально фонтанировала идеями. Так, очередным ее увлечением стало создание рисунков на ткани. Первым опытом в этой сфере стало сшитое собственноручно из разноцветных лоскутков одеяло для сына. В нем женщина собрала воедино абстрактные узоры, которые сама же назвала симультанными контрастами. Впоследствии эту находку она стала использовать при дизайне одежды, изготавливаемой в стиле ар-деко.
Когда началась Первая мировая война, супруги Делоне эвакуировались в Испанию, где познакомились с Сергеем Дягилевым. Сотрудничество с ним принесло Соне заказы, открыв новую сферу деятельности. Она начала создавать эскизы декораций и костюмов для дягилевских театральных постановок. В Мадриде Соня открыла свой первый Дом моды «Casa Sonia». Этот опыт не пропал даром. В 1920 году, вернувшись из эвакуации в Париж, художница открыла еще одно такое заведение, Дом моды «Delaunay».
В дальнейшем известность Сони Делоне только росла. Она становилась участником различных международных выставок, сотрудничала с выдающимися мастерами живописи, сама стала крупнейшим мастером стиля ар-деко, работая с керамикой, живописью и скульптурой. Кроме того, ее находки широко использовались в дизайне и рекламе.
Неудивительно, что заслуги художницы были достойно оценены современниками. Соня Делоне стала первой и единственной женщиной-художницей, удостоившейся персональной прижизненной выставки в Лувре.