Эти две творческие личности, по сути, являются одним писателем, поскольку вместе создали порядка трех десятков романов и почестей, больше 20 рассказов и новелл. Их талантливые творения экранизированы режиссерами Андреем Тарковским, Алексеем Германом, Александром Сокуровым.
Братья Аркадий и Борис Стругацкие стали для читателей проводниками в иной, придуманный ими мир. Однако в их вымышленных вселенных в центре внимания всегда был человек, имеющий как слабые, так и сильные стороны. Благодаря этому параллельные миры оказывались знакомыми, а значит актуальными и интересными.
Братья родились в разные годы и в различных городах. Аркадий – в Батуми в августе 1925, Борис – в Ленинграде в апреле 1933. Их родителями были Натан Стругацкий, большевик, политработник, по специальности широко образованный искусствовед, и Александра Литвинчева, учительница. Следует отметить, что семья вскоре после рождения первого сына перебралась в город на Неве, где Аркадий провел свои детские и юношеские годы.
У каждого из братьев – свой жизненный путь, приведший к совместной литературной работе, которая и прославила их.
Аркадий Стругацкий
К началу Великой Отечественной войны юноше было почти 16. Он, как и многие ленинградцы, строил укрепления вокруг города, трудился в мастерской по изготовлению гранат. В январе 1942 с отцом по «Дороге жизни» отправился в эвакуацию. Отец погиб, Аркадию же суждено было выжить. А потом было временное пребывание в Вологде, Чкаловской области, а затем призыв в армию и учеба в Актюбинском минометном училище. Судьба распорядилась так, что после его окончания Аркадия направили в Военный институт иностранных языков на японское отделение. Аркадий Натанович, будучи военнослужащим, переводил с английского и японского языков, преподавал в школе военных переводчиков. После демобилизации в 1955 трудился в «Реферативном журнале», занимал должность редактора Детгиза и Гослитиздата.
Первые литературные опыты Аркадия Стругацкого относятся к довоенному периоду. Его дебютный рассказ, завершенный в 1946, был напечатан лишь в 2001. Известен как талантливый переводчик, филолог-японист, с подачи которого в русскую литературу вошел неповторимый колорит, термины, оружие, обряды Страны восходящего солнца.
Борис Стругацкий
В начале войны 8-летний мальчик вместе с мамой остался в Ленинграде. Позже им удалось выехать из города, и даже некоторое время пожить с Аркадием, пока того не забрали в армию. После эвакуации Борис возвратился в родной город, получил диплом астронома, отучившись на мехмате университета, трудился в Пулковской обсерватории. Свой писательский путь начал в пятидесятых годах минувшего века. Поначалу братья, между которыми было восемь лет разницы, лишь делились творческими замыслами в письмах и в период нечастых встреч. Борис очень уважительно относился к старшему брату. Можно сказать, что его характер сформировался под его влиянием. Спустя годы положение сравнивается, однако мировоззрение и образ мыслей оказываются общими.
Внучка Бориса Стругацкого рассказывает о своем пребывании в Израиле.
Совместное творчество
Первой коллективной работой братьев стал рассказ под названием «Извне», вышедший в январском номере журнала «Техника-молодежи» за 1958. Спустя год была напечатана повесть «Страна багровых туч», которая заняла 3 место в конкурсе Министерства просвещения РСФСР на лучшую книгу о науке и технике для учащейся молодежи.
Широкую известность Стругацким принес сборник рассказов «Шесть спичек» в 1960. Читателей привлекла психологическая разработка характеров персонажей. Первые произведения авторов, хотя и соответствовали требованиям соцреализма, но имели нетипичных героев, а также оригинальные идеи о научно-техническом развитии. Высокохудожественные работы, написанные с юмором, сразу же полюбили читатели.
С течением времени менялся литературный слог писателей, происходил и процесс «взросления» проблем, идей, поднимаемых в произведениях. Повесть «Далёкая Радуга», вышедшая в 1963, поставила на первое место моральный выбор человека, которому необходимо выбрать среди плохого и очень плохого варианта.
В 1960-е годы Стругацкие создали свои знаменитые творения: «Понедельник начинается в субботу» и «Сказку о тройке». На смену блестящему юмору и оптимизму первого произведения пришло его продолжение с жесткой сатирой на бюрократию казарменного социализма. Это не прошло бесследно. Был закрыт альманах «Ангара», напечатавший эту повесть в Иркутске, а собственно «Сказку о тройке» запретили к публикации.
Появляющиеся из-под пера братьев книги становились настоящими событиями в литературе. Они не оставляли равнодушными ни читателей, ни критиков, вызывая противоречивые мнения. В 1966 вышла поистине изящная, иронично-романтическая повесть «Трудно быть богом», не прочесть которую среди молодежной аудитории считалось непростительным.
Произведениям конца шестидесятых – семидесятых годов прошлого века оказывалось пристальное внимание цензуры. Их почти не публиковали. Фантастическая повесть «Пикник на обочине», к слову, лидирующая среди других творений Стругацких по числу иностранных переводов, после публикации в журнале «Аврора» в 1972 не издавалась в продолжение восьми лет. Выведенная здесь тема Зоны с происходящими там странными явлениями получила свое развитие в кинокартине «Сталкер» А. Тарковского, сценарий которой написали братья Стругацкие, а затем в игре для ПК S.T.A.L.K.E.R.
В 1976 была напечатана книга «За миллиард лет до конца света», где проблема выбора стала главной. Ее герои должны избрать путь творчества под угрозой гибели или отказ от собственных убеждений во имя спокойного существования. В это же время братья написали роман «Град обреченный», опубликованный лишь в период перестройки, на закате СССР.
Начало 1980-х ознаменовалось изданием романа «Жук в муравейнике», за который Стругацких наградили премией «Аэлита». Это произведение вместе со следующим под названием «Волны гасят ветер» как бы подвели черту под утопической темой их творчества. Авторы считали, что никакой технический прогресс не сможет принести людям счастья, если в его основе не будет Человека Воспитанного, способного освободиться от «внутренней обезьяны».
Стругацкие не раскрывали технологии своего соавторства, уклоняясь от прямых ответов и рассказывая о том, как в телефонном режиме длительно согласовывали темы и обсуждали произведения. Да и действительно они проживали в разных городах. Борис так и остался в родном городе на Неве, а Аркадий переехал в столицу.
Последнее творение братьев Стругацких – драматическое произведение «Ж*ды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах» 1990 года, ставшее своего рода предостережением молодежи наступившего времени, питавшей слишком оптимистичные надежды на будущее.
Практически каждое произведение братьев сначала напоминает легкую игру, захватывающий рассказ. Однако далее читатель обнаруживает, что славный сказочный мир обретает жестокость и является реальным миром в одной из своих скрытых сущностей, которая открывается благодаря таланту Мастеров. Оптимистичные и несгибаемые герои Стругацких, боровшиеся до конца, любимы читателями во всем мире. Ведь их книги, выдержавшие больше 600 изданий, переведены на 42 языка в 33 странах.
Аркадий Натанович ушел из жизни первым, в октябре 1991. После его смерти Борис продолжал писать под псевдонимом С.Витицкий, однако история двух людей – одного писателя завершилась, оставив миру бессмертные фантастические творения. Бориса Натановича не стало в ноябре 2012.
Мест погребения братьев нет, потому что по завещаниям их кремировали, а прах Аркадия развеяли над Рязанским шоссе, Бориса – над обсерваторией в Пулково.