22.11.2024
Люди
👀 42

Дина Готтлибова и ее портреты, благодаря которым она смогла выжить

Она умерла в 2008 году, будучи уже 85-летним человеком. Незадолго до этого из Польши пришла посылка, в которой лежали репродукции 7 картин, написанных ею в молодости, в тот период, когда она была узницей концлагеря Освенцим.

Дина Готтлибова и ее портреты, благодаря которым она смогла выжить

Однако женщина даже не взглянула на них, ведь она требовала от Государственного музея Аушвиц-Биркенау подлинники своих работ. Так уходила из жизни Дина Готтлибова (по мужу Бэббит) – удивительная еврейская художница, которая, благодаря своему умению рисовать получила возможность выжить в концлагере Освенцим.

Девочка родилась в чешском городе Брно 21 января 1923 года. К сожалению, особо счастливого детства она не испытала, так как родители ее разошлись, когда ей не исполнилось и года. Все заботы о воспитании Дины целиком легли на плечи матери. Мать же, старалась изо всех сил, поддерживала все ее начинания. Девочке было три года, когда мать заметила удивительное увлечение: малышка старалась запечатлеть карандашом все, что видит вокруг. Иоанна, именно так звали маму Дины, нашла возможность оплачивать уроки рисования, для чего она экономила на своих потребностях. Кто бы мог тогда подумать, что спустя некоторое время умение рисовать спасет жизнь и самой Дине, и ее маме.

Дина Готтлибова и ее портреты, благодаря которым она смогла выжить

Когда девочка подросла, то поступила в Пражскую Академию изобразительных искусств. К сожалению, учеба длилась недолго. В декабре 1939 ее как еврейку отчислили из этого учебного заведения. Как видно, не только в нацистской Германии в тот период времени пытались унижать иудеев. Такое происходило и в странах, именовавших себя демократическими государствами. Тогда в Чехию немцы еще не вошли, поэтому все ограничилось только отчислением из академии.

Главные испытания для семьи Готтлибовых начались позже. В 1942 дочь и мать арестовали, а затем отправили в концлагерь Терезиенштадт. Но даже это гиблое место не было столь страшным испытанием, которое случилось на следующий год, когда Иоанну и Дину отправили в лагерь смерти Аушвиц-Биркенау, печально известный Освенцим. Ситуация в лагере была настолько ужасной, что все человеческие чувства заменялись лишь желанием выжить. Для Дины пребывание в лагере осложнялось тем, что она пыталась сохранить и жизнь своей матери.

Юной художнице повезло. Она и ее мать попали в рабочую группу, поэтому избежали немедленной гибели в газовой камере. Когда же заключенные перезнакомились, Дина рассказала, что умеет рисовать. Об этом стало известно в лагере, и вскоре ей поступило предложение раскрасить стену детского барака персонажами из мультфильма «Белоснежка и семь гномов». Больше всех были довольны дети, жившие в этом месте. Они толпились рядом, советовали, кого еще можно изобразить на стене.

Узнав о работе юной еврейской художницы, туда наведался сам Йозеф Менгеле, считавший себя знатоком искусства. На тот момент времени в Освенциме он занимал должность доктора в «цыганском лагере». Менгеле решил заполучить себе человека, умеющего точно изобразить портреты заключенных. Особое внимание требовалось уделить смуглому оттенку их кожи, как считалось у немцев, «недочеловеческому». «Ангел смерти», как называли фашистского доктора узники, сделал предложение девушке поработать на него. Понятно, что отказ от такого предложения грозил прямой дорогой в газовую камеру. К удивлению нациста, девушка отказалась.

Понимая интерес Менгеле, Дина пошла ва-банк. Она потребовала (!) от бесчеловечного фашиста гарантий сохранения жизни своей матери. В противном случае грозила броситься на проволоку, находящуюся под высоким напряжением, что привело бы ее к немедленной смерти. В Освенциме немало отчаявшихся людей прекратили свои мучения таким способом.

Удивленный нацист некоторое время раздумывал, а потом согласился. Он занес номер Иоанны (в фашистских лагерях все узники теряли имя, и были известны исключительно по номерам) в тетрадь, в которой он записывал всех «особых» заключенных. На какое-то время смерть отодвинулась от Готтлибовых. Художнице немедленно вручили кисти, краску и бумагу. Дина должна была изображать детальные портреты цыган, удерживаемых в лагере. Для рисования девушке даже была выделена небольшая каморка.

Дина Готтлибова и ее портреты, благодаря которым она смогла выжить

Работа молодой художницы настолько понравилась Менгеле, что он первый сделанный ею портрет велел подписать ее собственным именем. Она так и сделала, выведя в углу картинки надпись: «Дина 1944». На всех остальных портретах, написанных Готтлибовой в лагере, была такая же надпись. Увы, спустя несколько месяцев все цыган, в том числе и натурщиков Дины, отправили в газовые камеры, а сам «цыганский барак» упразднили.

Готтлибовым повезло. Они сумели дожить до освобождения, после которого для них начались трудности другого плана. У Дины с матерью не осталось никаких родных или знакомых – все погибли в период Холокоста. Девушка отправилась в США, где начала новую жизнь. Здесь она познакомилась со своим будущим мужем – Артуром Бэббитом, работавшим компании The Walt Disney Company. Кстати, он был одним из тех, кто создавал ту самую «Белоснежку…», сюжеты из которой Дина рисовала на стенке детского барака в Освенциме.

Дина Готтлибова и ее портреты, благодаря которым она смогла выжить

О судьбе своих картин периода заключения в лагере художница даже не задумывалась, предполагая, что они погибли во время боевых действий. Однако в 1973 ей в Соединенные Штаты пришло известие из Польши. Работники Государственного музея Аушвиц-Биркенау обнаружили картины Готтлибовой и выкупили их у одного из бывших заключенных лагеря. Проведя анализ подписей, работники музея вызвали Дину в Польшу, чтобы она подтвердила авторство работ.

Конечно же, художница их признала, однако забрать картины из музейных фондов оказалось невозможной задачей. Дине очень хотелось вернуть свои творения, бывшие частью ее нелегкой жизни. Она начала доказывать свое авторство, говорить, что не может дать картинам навсегда остаться на территории лагеря, однако представители музея оставались непреклонными. До конца своих дней художница предпринимала попытки вернуть свои произведения. И все безрезультатно. Лишь накануне ее ухода из жизни после тяжелейшей болезни из музея на имя Дины пришла посылка с репродукциями, однако оскорбленная женщина даже не дотронулась до нее.

Приглашаем в наш телеграм: Мой Израиль

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *