Существует обывательское мнение, что евреи в России жили исключительно в европейской части, ну и еще некоторое крайне незначительное количество их проживало в Туркестане. Однако оно ошибочно.
Евреи были также жителями Сибири, хотя большая часть из них попала туда не по своей воле. Показательной в этом плане служит судьба Моисея Новомейского, еврея-сибиряка, сделавшего немало полезного для России и Эрец-Исраэля.
Семья Новомейских, как и многие другие, появилось в Сибири не по своей воле. Дедушка Моисея Хаим до некоторого времени жил в королевстве Польском. Но когда там, в 1830 году, началось антирусское восстание, он встал на сторону поляков, за что и был наказан. После подавления восстания Хаима сослали в Сибирь. Он вместе с другими заключенными преодолевал дорогу в те далекие края пешим ходом.
Лично для Хаима Новомейского путь к Забайкалью, а именно туда его направил суд, заняла целых 4 года. Прибыв на восточное побережье Байкала, он поселился в Баргузине. И здесь следует отдать должное местным властям. Они не притесняли ссыльного еврея, а дали ему возможность работать. Хаим занялся торговлей рыбой. Дело пошло успешно. Вскоре он выкупил дом, в котором прожил всю оставшуюся жизнь. Там же жили его сын и внук Моисей.
Сын Хаима Новомейского продолжил его дело. Он также стал торговать рыбой, несколько расширив перечень клиентов. Часть продукта начал поставлять на рудники. Вот там-то он увидел для себя новые перспективы. Новомейские начали заниматься золотодобычей, что стало более прибыльным делом, чем реализация рыбы. Когда в 1873 году у Хаима родился сын Моисей, отец сделал все, чтобы тот получил лучшее образование. Именно так и получилось. В свое время Моисея сначала определили в Иркутское техническое училище, после чего отправили учиться в Германию, где он поступил в Рудную академию в Клаустеле.
Завершив обучение и получив диплом инженера, Моисей Новомейский в 1898 году возвратился домой, немедленно включившись в работу. Первым его самостоятельным проектом стал завод по добыче и очистке глауберовой соли. Подзаработав денег, Моисей заказал в Англии драгу, при помощи которой он намеревался резко увеличить количество намываемого на приисках золота. Это стало новым шагом в данной индустрии, где промывка драгоценного металла происходила в основном ручным способом. Таким подходом к делу Моисей подтвердил, что потраченные на его обучение средства не пропали даром.
Следует учесть еще один фактор, казалось бы, далекий от бизнеса. Сибирь тогда полна была ссыльными революционерами. В большинстве своем это были высокообразованные люди, и, невзирая на свое противостояние с центральной властью, они желали процветания России. В частности, «политические» помогали Моисею в его подготовке к школе, училищу и академии в Германии. От них он перенял заинтересованность в процветании всей России, в том числе и Сибири. Но параллельно «политические» привили Моисею некоторые революционные идеи. Он мечтал видеть страну не монархией, а демократическим государством. Данные взгляды стоили ему 7 месяцев тюремного заключения.
Правда, были среди идей теоретиков социализма и неприемлемые для Моисея. В частности, он не разделял их отношение к еврейскому вопросу. Будущее еврейского народа их не волновало вовсе, а вот для Новомейского это было в приоритете. От общих революционных идей он начал сдвигаться в сторону сионизма. Уже как адепт данной идеи Моисей отправился в Эрец-Исраэль. К сожалению, Палестина того времени представляла собой пыльную турецкую провинцию без намека на промышленное развитие. Имея образование горного инженера, Новомейский видел перспективы данного региона. Однако тогда, в 1911 году, он как гражданин России не смог найти себе партнеров для начала дела среди местного населения.
Тем временем мир неотвратимо двигался к мировой войне, и в 1914 году она началась. Для Европы это оказалось катастрофой. Результатом войны стал распад трех из пяти империй, существовавших тогда на континенте. Одной из них стала Российская империя, в которой как последствие от боевых действий прокатилась череда революций. И то, что произошло потом, для многих людей, желавших преобразований в стране, стало крайне неприятным откровением. Некогда единое государство превратилось в огромный военный полигон, где все воевали со всеми. Конечно, появлялись и перспективы. Однако в большинстве своем они были крайне призрачными.
Тот же Новомейский после революции занял должность председателя национального совета евреев Сибири и стал главой Сибирского сионистского центра. Только эта должность была больше номинальной, а с учетом нестабильной обстановки, даже опасной. В итоге, Моисей, захватив с собой мать и двух сестер, выехал в Китай, а оттуда переправился в Эрец-Исраэль. К тому моменту Палестина уже не принадлежала Оттоманской Порте. Глаз на нее положила Британия, оформившая мандат на управление ею.
Ближний Восток как конечную цель своей эвакуации из России Новомейский выбрал неспроста. Он помнил об идее разработки богатств Мертвого моря. Решив возродить ее, обратился за разрешением к британским властям, но наткнулся на полное непонимание. Выяснилось, что правительство Великобритании развитие подмандатной территории не интересовало. У него были совсем другие стремления. Долгих 8 лет Моисей пытался добиться понимания, но ни в Лондоне, ни среди международных промышленных корпораций идея разработки поташа и брома на Мертвом море поддержки не нашла.
Казалось, дело так и умрет, не начавшись, но в 1929 году Моисей сделал необычный шаг – одним из учредителей своей компании он сделал англичанина. И дело сдвинулось. Сразу же было получено разрешение на строительство завода, подписаны договора, позволявшие добычу минералов в районе Мертвого моря. Так появился первый завод «Палестинской поташной компании». Дальше также пошли трудности, но уже чисто технического плана, и Новомейский их поочередно преодолевал.
Место для строительства первого завода было выбрано не совсем удачно. Материал приходилось добывать с большой глубины. Вопрос решился строительством еще одного завода, где добыча производилась практически с поверхности, на глубине всего двух метра. Понадобились большие объемы пресной воды, и Новомейский пошел договариваться к иорданскому эмиру Абдалле. Тот, оговорив условие о приеме на работу наряду с евреями и арабов, согласился поставлять заводу воду. Примечательно, что работники предприятия никогда не конфликтовали между собой по национальному признаку, и арабы, трудившиеся там, не участвовали в еврейских погромах. Оба завода «Палестинской поташной компании» просуществовали до 1948.
Интерес представляет и другая сторона действий Новомейского. До 1920 года район Мертвого моря посещался лишь одинокими паломниками да путешественниками. Считалось, что местный климат непригоден для людей белой расы. Моисей Новомейский изменил это мнение. Он первым начал обживать этот район в качестве курорта. И доныне к Мертвому морю тянутся туристы практически со всего мира, не говоря уже об израильтянах.
Что же касается «Палестинской поташной компании», то в 1948 году ее северный завод попал в зону оккупации Трансиордании, и был полностью разрушен военными. Южное предприятие уцелело, но для возобновления его работы требовались значительные финансовые средства, которых у Новомейского уже не было. После провозглашения Государства Израиль завод национализировали, основав на его базе новую организацию под названием «Предприятия Мертвого моря». Но постаревший бизнесмен не обиделся на государство, а продолжил помогать ему в становлении экономики. Моисей Новомейский окончил свой земной путь в 1961 году в Париже, откуда его тело было доставлено в Тель-Авив, где и похоронено.