«Самый пронзительный памятник мира», по мнению многих журналистов, расположен в венгерской столице Будапешт. Его установили весной 2005 неподалеку от Парламента страны на набережной реки Дунай. Мемориал представляет собой 60 пар разнообразной обуви, отлитой из чугуна, каждая из которой – точная копия носимых в то время ботинок, туфелек и т.д.
Трагическая история, которая связана с этим памятником, действительно затрагивает душу до самой глубины.
В Будапеште евреев массово не расстреливали и не изгоняли до 1944, когда стала править нацистская партия под названием «Скрещенные стрелы», которая поддерживала идею ликвидации всего еврейского населения. Ее членами стали обыкновенные венгерские рабочие. Впрочем, здесь были представлены и другие общественные слои – интеллигенция, военные, селяне.
В 1944 родоначальник и лидер данной партии Ференц Салаши получил покровительство фашистского правительства, связавшись с ним напрямую. После того как на выборах «Скрещенные стрелы» получили подавляющее количество мест в Парламенте, жизнь в Будапеште резко поменялась в худшую сторону. Цыганское и еврейское население города стало массово депортироваться в концентрационные лагеря, расположенные в Германии. Местные жители также не знали покоя из-за жестоких расправ, которые чинили над ними молодчики из «Скрещенных стрел».
Со всей территории страны евреев свозили на дунайское побережье. Там их размещали на баржах, предварительно заставив снять обувь, и отвозили в концлагеря или прямо на берегу босых людей расстреливали и сбрасывали тела в Дунай.
Нацисты расстреливали жертв на берегу реки, для экономии пуль сковывая цепью в 40-60 человек и стреляя только в первого — падая, он тянул за собой остальных.
Так нацисты расправлялись с неугодными людьми, да и проблема захоронения решалась легко, ведь тела уносились течением. Кроме того, оставленная на набережной обувь становилась собственностью «хозяев», которые либо ее продавали, либо использовали для своих нужд. В военный период такой товар пользовался повышенным спросом и оценивался дорого.
Циничность венгерских и немецких нелюдей-антисемитов, чинивших расправу над бесправными мужчинами, женщинами, детьми, поражает. Их нечеловеческая жестокость сочеталась с наглой расчетливостью. Ведь нацисты заставляли снимать обувь абсолютно всех. Менее чем за полгода члены «Скрещенных стрел» погубили порядка 10 тысяч человек, и больше 80 тысяч угнали в концентрационные лагеря.
Идея этого душераздирающего памятника предложена режиссером Кеном Тогаем, а его воплощение в жизнь принадлежит скульптору Дьюлу Пауэру, венгру с русскими корнями. Чугунная обувь смотрится так, словно люди только что сняли ее и оставили на набережной, чтобы вскоре вернуться за ней. Кажется, что все эти ботинки, мужские и женские туфли, детские сандалии хранят тепло людей, оставивших их. Если бы каждому погибшему человеку была посвящена одна пара обуви, то набережная не смогла бы вместить их.
Этот удивительно скромный, неистово-пронзительный памятник «пробирает» насквозь без пояснений и нравоучений. Только один взгляд на этот нестройный ряд обуви заставляет почувствовать острую душевную боль, внезапно остановиться и ужаснуться тем злодеяниям, которые связаны с Холокостом.
Гера Шторм посвятил этому памятнику пронзительное стихотворение “Обувь”.