Как было сказано однажды, статистика знает все. Израильские специалисты данного профиля подсчитали, что ежегодно в их столице можно наблюдать до сотни человек, у которых внезапно развилось психическое отклонение, именуемое Иерусалимским синдромом.
Что интересно, этот вид психического расстройства крайне редко встречается в других местах. Однако едва человек приезжает в Святой город, он почти сразу начинает ощущать себя Мессией, после чего, справив тогу из гостиничного спального белья, отправляется вершить судьбы человечества.
У Иерусалимского синдрома есть несколько похожих психозов-братьев. Подобное расстройство встречается в Саудовской Аравии у некоторых паломников, совершающих хадж в Мекку. То же самое, но под названием синдром Стендаля, случается у туристов, попавших в Рим. Во французской столице схожее отклонение получило название Парижский синдром. В обоих случаях люди не выдерживают обилия исторических объектов. Ну и, наконец, существует синдром Вернике-Корсакова, при котором похожие отклонения наблюдаются и без туристических поездок.
Если вновь возвратиться к статистике, то выяснится, что с равным успехом Иерусалимский синдром могут «подхватить» представители всех главных авраамических религий: и иудеи, и христиане, и мусульмане. Существует только определенная разница между христианскими конфессиями. Более всего подвержены данному синдрому представители протестантского направления. Это объясняется тем, что католики и православные имеют для поклонения и другие места. К примеру, приверженцы католицизма могут отправиться в Ватикан, а православия – в одну из своих лавр: Троице-Сергиевскую или в Киево-Печерскую лавры. Для протестантов ничего подобного не существует. Главное святое место для них одно – Иерусалим.
Чем же характеризуется Иерусалимский синдром? Он считается разновидностью бреда величия или, как вариант, мессианства. Впавший в психическое расстройство путешественник начинает представлять, будто он, перевоплотившись в некоего библейского героя, имеет божественные либо пророческие силы. В результате, до этого момента ничем не примечательный человек начинает проявлять видимые признаки психоза. Это выражается в заметном беспокойном состоянии, стремлении уйти от людей, с которыми он приехал на Землю Обетованную, и начать в полном одиночестве ходить по городу.
Само по себе это еще не показатель психоза. Однако если желание пребывать в одиночестве дополнительно сопровождается назойливым стремлением к чистоте, нехарактерными действиями в направлении чрезмерной чистоплотности, то здесь следует насторожиться. Если развитие психоза на этом останавливается, то можно быть уверенным, что расстройство спустя пару недель пройдет само по себе после отъезда из Иерусалима.
Гораздо хуже, если психоз станет развиваться дальше. Человек начинает громким голосом цитировать фрагменты из Библии, из отельных простыней изготавливать одеяние белого цвета в виде тоги. А потом на городской улице устраивает торжественный марш в направлении какого-нибудь святого места. Придя туда, начинает читать проповеди либо приставать к прохожим с требованием покаяться. В ряде случаев такие «театральные постановки» начинают представлять опасность, как для самих больных, так и для окружающих.
Человеку с подобными признаками одна дорога – к профильному специалисту. Иногда даже требуется насильственная госпитализация. Людьми, у которых развился Иерусалимский синдром, в Израиле занимается специализированная психиатрическая клиника Кфар-Шауль. За время ее работы специалистами обследовано 1200 пациентов с острым психозом, возникшим у людей после приезда в Иерусалим. Для 470 из них это обернулось курсом лечения в клинике. Тем не менее, хотя цифры людей с психозом и впечатляют, однако реально процент людей с проявившимся синдромом микроскопичен относительно общего числа туристов, ежегодно посещающих в святой город.
Интересно, что хотя клинику данного психического расстройства впервые описали только в 1930-ых годах, однако начальные проявления симптомов Иерусалимского синдрома зафиксировали еще в XII столетии, в разгар Средневековья. Первым документально подтвержденным случаем было путешествие в Иерусалим святого Райнерия. В документах говорится, что по прибытию в город он вел себя странно. Еще один случай Иерусалимского синдрома зафиксирован в XIV столетии. История связана с некоей женщиной, святой Бригиттой Шведской. Ей случалось наблюдать видения еще с семилетнего возраста, а в 1372 по божественному повелению она подалась в Иерусалим. Там ей тоже являлись многие видения, включая и суд Божий над ее скончавшимся сыном.
Все это явные проявления Иерусалимского синдрома, правда, во втором случае отягощенные психическим расстройством, которое раньше уже существовало. Из относительно недавних случаев проявления Иерусалимского синдрома достаточно вспомнить события августа 1969. Тогда некий австралийский паломник по имени Деннис Майкл Рохан хотел поджечь мечеть Аль-Акса, находящуюся на Храмовой горе. При этом он называл себя «посланцем Всевышнего», получившим «Божественное указание». Естественно, событие вызвало серьезный резонанс в арабском мире. От поступка Рохана поспешили «откреститься» все его религиозные наставники. В дело вступил даже израильский Ортодоксальный Верховный Раввинат, выступивший с осуждением попытки поджечь мусульманскую святыню.