Многие раввинские авторитеты несколько столетий высказывают свои мысли о том, что можно делать в Шаббат, а что нельзя. Это может показаться странным, ведь каноны поведения в священную для евреев субботу давно определены, и все таки… Мир ведь не стоит на месте.
Многие раввинские авторитеты несколько столетий высказывают свои мысли о том, что можно делать в Шабат, а что нельзя. Это может показаться странным, ведь каноны поведения в священную для евреев субботу давно определены, и все таки… Мир не стоит на месте. В нем появляются все новые изобретения, о которых в былые времена даже не догадывались. Одной из таких новинок стало электричество и различные электрические устройства, без которых ведение современного хозяйства просто невозможно.
Но в данной связи вот что интересно: раввины высказывают собственную точку зрения на конкретный процесс, и далеко не всегда их мнения совпадают. Даже банальное включение освещения в помещении в Шабат вызывает серьезные разногласия в среде мудрецов, и это только самое простое. Что же так волнует в данном вопросе толкователей Торы?
Проблема заключается в том, что некогда свет представлял собой зажженный огонь. Зажечь костер или факел ранее представляло труд, это действие меняло мир, а это напрямую нарушало библейский запрет на розжиг огня по субботам. Проводя аналогию с библейскими временами, многие иудейские авторитеты причисляют включение лампы накаливания к разжиганию огня, ведь в данном электрическом приборе, чтобы начать давать свет, нить накала сильно разогревается.
Правда, столь кардинальной точки зрения придерживаются представители наиболее консервативной части иудеев. Не столь ортодоксально настроенные авторитеты подобную точку зрения, если не отвергают полностью, то, как минимум, не ставят ее во главу угла. Для них включение электрической лампочки не представляется существенной галахической причиной. Скорее, технической. В итоге, с их точки зрения, пользоваться светом в Шаббат с известными оговорками можно. Примером служит подключение источника света к таймеру или реле движения. То есть, если обобщить, то в любом случае, когда прямой выгоды человеку от использования конкретного устройства не будет. Фактически они считают, что воздерживаться от непосредственного включения электрического освещения благочестиво, но не всегда обязательно.
С другой стороны, даже эти «либеральные» раввины категорически против использования по субботам таких электрических устройств как компьютеры, смартфоны или фотоаппараты. Мало того, регулируется работа с холодильником. Если при открывании его дверцы внутри зажигается лампочка, то по субботам еврей не может им пользоваться, ибо здесь действует фактор получения прямой выгоды. Если же лампочки внутри агрегата нет, то пользование им вполне допустимо.
И это только самые простые примеры различий в подходе к использованию электрических устройств по субботам. Есть и гораздо более сложные случаи. К примеру, там, где существует система непрерывного производства некоего продукта. Одним из таких примеров может служить доение в Шаббат коров машинами-автоматами. Ведь прямая выгода в данном случае здесь просматривается вполне наглядно, но прерывать процесс ни в коем случае нельзя. И похожих примеров можно привести довольно много.
Но что же приводит мудрецов к различности в подходе к использованию электрических приборов? Здесь надо углубиться в историю иудаизма. В отличие от современных европейских языков в иврите существуют два слова, обозначающие понятие «работа». Это: авода и мелаха. Авода – однокоренное со словом «эвед», обозначающее «раб». Мелаха происходит от совершенно другого понятия. Это слово «ангел», что на иврите звучит как «малах».
В этом и кроется коренное различие в смыслах. Если слово «авода» подразумевает просто приземленный физический труд, то «мелаха» уводит человека к созиданию, сотворению чего-то нового, то есть человек уходит не в рядовую обыденность, а в возвышенные духовные сферы. И это различие принципиально. По субботам человеку запрещается выполнять именно работу со статусом «мелаха». А вот труд со статусом «авода» с определенными оговорками вполне допустим.
Ультраортодоксальный иудаизм на всякий случай запрещает всё. Но реформистский иудаизм запрещает только действия, которые приводят к изменениям, т.е. включение и выключение, нажатие кнопок. Такие образом, пользоваться еврею в шабат можно, но только приборами, которые уже были включены заранее, до наступления субботы.
Как же человек, не слишком разбирающийся в тонкостях требований Торы, может самостоятельно определить, какая из работ является аводой, а какая мелахой? Указание дал некогда Творец в период исхода евреев из Египта. После того как Он отдал приказ евреям построить Мишкан, то сразу же предостерег от выполнения ряда работ по субботам. Мудрецы истолковали данное предостережение так: те виды работ, которые использовались при строительстве Мишкана, по субботам запрещены. Остальные трудовые действия, хотя и не приветствуются, но допустимы.
Другими словами, следует мысленно перенестись в момент сотворения Творцом человека. Еще тогда было сказано, что человек создается, чтобы властвовать над всевозможными созданиями, лишенными возможности мыслить, а значит и почитать своего Создателя. Получается, что духовная часть человеческой жизни, а именно, почитание Бога, должна превалировать над материальной. Но попутно человек, живя и властвуя над материальной своей частью, просто обязан повышать ее до духовного уровня.
Вот и выходит, что Шаббат дается человеку непросто для того, чтобы он банально воздерживался от физического, материального труда. Цель у него гораздо более высокая – посвятить этот день своему духовному росту. А духовно возвысившись в субботу, человек фактически освящает все остальные дни недели.