Во времена СССР практически во всех знаковых концертах, приурочиваемых к памятной дате или празднику, обязательно принимал участие Государственный академический хореографический ансамбль «Березка».
Люди, видевшие его выступления, прекрасно помнят, как на сцену буквально выплывали статные девушки, и все просто диву давались, как они могут так передвигаться. Автор этих танцев, создатель ансамблю и художественный руководитель – Надежда Сергеевна Надеждина, прекрасная танцовщица, хореограф, народная артистка, Герой Социалистического Труда и Лауреат Сталинской премии.
Однако ее русское имя – на самом деле лишь творческий псевдоним мастера. Настоящее имя Надеждиной – Надежда Израилевна Бруштейн. Ее отец, Израиль Моисеевич Бруштейн, советский врач-физиотерапевт, в свое время сам сменил имя на Сергея Александровича. А мать Александра Бруштейн (Выгодская), написавшая ту самую книгу “Дорога уходит в даль”. И стала Надя не Израилевной, а Сергеевной. О том же, как появилась новая фамилия, несколько позже.
С датой рождения у Надеждиной также существует путаница. По одним документам она родилась в Вильно в 1904 году. По другим бумагам годом рождения танцовщицы является 1908. Дата рождения в обоих случаях совпадает – 3 июня. Тяга к танцам у девочки возникла еще в раннем детстве, когда она на родине отца (он был уроженцем пермского края) и наблюдала, и участвовала в танцевальных постановках. Возвращаясь с каникул в Вильно, Надя воспроизводила увиденные движения в своих выступлениях.
Пристрастие к танцевальному искусству определило и дальнейшую судьбу еврейской девочки. В 1918, отправившись в Петроград, она поступила во Вторую государственную балетную школу. Учили Надю видные педагоги того времени: Агриппина Яковлевна Ваганова, Николай Густавович Легат, Александр Михайлович Монахов. Параллельно она получала и общее образование, учась в Выборгской коммерческой школе. В 1924 году девушка закончила учиться в балетной школе и сразу же отправилась в Московский Большой театр, где ей немедленно дали должность балерины. Правда, для этого пришлось пожертвовать фамилией. Так из Бруштейн Надежда стала Надеждиной.
В течение девяти лет Надежда Сергеевна выступала на сцене Большого театра. Она солировала в самых известных постановках, но молодой танцовщице хотелось большего. Начиная с 1931, параллельно с выступлениями в Большом театре начала работать на эстраде, где научилась создавать собственные номера. Такая практика пригодилась ей в период Великой Отечественной войны, когда Надеждина, как и многие другие артисты, начала выступать во фронтовых артистических бригадах.
Постепенно молодая женщина набиралась опыта, и это было отмечено руководством. Начиная с 1943 года, она официально стала балетмейстером, а с 1946 по 1948 год и худруком балетного отделения «Мосэстрады». Вместе с этим Надеждиной доверили руководство Русским народным хором, а затем еще и танцевальным коллективом Калининской филармонии. Кроме того, Надежда Сергеевна занималась сбором и обработкой устного народного творчества жителей Калининской области.
Настоящий прорыв произошел в 1948, когда Надеждина на базе своего танцевального коллектива организовала хореографический ансамбль «Березка». Собственно название, как и первый, дебютный танец, появились почти случайно. Однажды на глаза хореографу попалась старинная литография с изображением девичьего хоровода. В руках девушки держали свежие березовые веточки. Надеждина сразу же загорелась идеей поставить собственный танец с похожей тематикой.
Для своих девушек, не профессиональных танцовщиц, а одаренных молодых колхозниц Калининской области, участвовавших в фестивале сельских народных талантов, она разработала новую сценическую манеру поведения, особый «плывущий» шаг. Также были сшиты специальные костюмы. Премьерное выступление ансамбля на московской сцене театра «Эрмитаж» состоялась в 1948 году. Исполнение девушками танцевальной композиции «Березка» стало настоящим триумфом. После этого название танца одновременно стало и наименованием самого ансамбля, его визитной карточкой.
Какое-то время хореография «Березки» состояла исключительно из женских постановок. Но со временем Надеждиной этого стало недостаточно, и с 1959 года в его составе появилась мужская группа и оркестр русских народных инструментов. Теперь к женским хореографическим композициям добавились парные и чисто мужские танцы, что усилило зрелищность и привлекательность выступлений. За более чем 30 лет управления танцевальным ансамблем Надежда Сергеевна Надеждина сумела сделать из него узнаваемый и уважаемый коллектив, без которого не могло обойтись ни одно знаковое мероприятие.
К сожалению, время берет свое. Забрало оно и Надежду Надеждину. Она ушла из жизни 11 октября 1979 года и была похоронена на Новодевичьем кладбище – месте, где покоятся почти все выдающиеся люди современности. Но ансамбль с уходом его бессменного руководителя не прекратил существования. Он продолжил работать под управлением ближайшего сподвижника Надежды Сергеевны, ее ученицы – Миры Михайловны Кольцовой, тоже, кстати, еврейки по происхождению. Пройдя через очень трудные 1990-е годы, ансамбль смог удержаться на плаву. Сейчас он является государственным бюджетным учреждением, входящим с систему Управления делами Президента Российской Федерации. С 2000 года ансамбль «Березка» носит имя своей создательницы Надежды Сергеевны Надеждиной.