Хочешь или не хочешь, а приходится признавать, что дни человеческой жизни сочтены. Но это не повод для страха, стоит лишь посмотреть на смерть с несколько иной стороны.
Для определенного круга людей осознание собственной смертности – это олицетворение некой свободы. Согласно известному выражению, каждый день следует проживать так, как будто он последний. Ведь человек не ведает времени своей кончины.
Другие же люди смерть воспринимают как нечто неизвестное, поэтому страшное. Мысли об этом изматывают, вызывают депрессию, убивают надежду на счастливое будущее.
Но ведь можно посмотреть иначе и попробовать понять, как осознание конечности человеческого существования может помочь лучшей жизни. Для этого следует обратиться к иудаизму, который с помощью текстов Торы и мистического учения Каббалы, позволяет получить знание того, что ожидает человека в конце его земного пути.
Перед вами идеи о смерти, бывшие в течение тысячелетий органической частью еврейской мудрости. Впрочем, для многих они могут стать неожиданными открытиями.
Смерть не является концом человеческого существования. В Торе говорится о создании Адама из праха земного и дыхания Господа. Человек являет собой сочетание тела и души, которая и определяет его как сотворенного «по образу и подобию» Всевышнего. Таким образом, душа, делающая каждого человека уникальным творением, вечна. Одним из основополагающих принципов иудаизма является вера в жизнь после смерти.
С наступлением смерти к человеку приходит возможность лицезреть Создателя, величие его Небесной славы, поэтому умершему сразу же закрывают глаза. Ведь узревшие Бога не должны видеть суровую реальность земного мира. Первыми словами Всевышнего, создававшего мир, стали: «Да будет свет». По мнению мудрецов, речь здесь ведется о свете Грядущего мира. Известны многочисленные ситуации, когда умирающие люди лицезрели прекрасное сияющее видение. По словам сестры Стива Джобса, ее брат, умирая, трижды произнес слова восторга «Oh wow!». По всей видимости, то, что увидел Стив, потрясло его своей красотой. Согласно еврейской традиции, такое откровение в момент кончины получает каждый человек.
Умершие знают о происходящем вокруг. В некоторых еврейских источниках несколько приоткрывается тайный покров над происходящим сразу же после кончины. Безусловно, овладеть многими скрытыми знаниями возможно лишь, будучи духовно готовым к этому. Однако о некоторых важных истинах можно узнать из Талмуда. В Мишне сказано, что земная жизнь подобна прихожей в зал мира грядущего. Для того чтобы в него войти, человеку следует привести себя в порядок в прихожей. Такая аналогия весьма наглядна. Прихожая здесь является только путем в главную часть дома. Иначе говоря, земная жизнь считается лишь первым этапом более великолепного существования. Человеческие удовольствия временны, радость ограничивается физическим существованием. Пройдя жизненное пространство так, чтобы быть достойным небесной награды, человек начинает по-иному понимать себя, собственное окружение, настоящее значение счастья. Весь его земной путь тускнеет на фоне того мира, где он оказывается.
Согласно еврейскому закону, человек покидает земной мир не сразу, а постепенно. Тем, кто находится рядом с усопшими, нельзя принимать пищу, следует осторожно говорить, потому что умершие могут «переживать» и «слышать». Считается, что после смерти человеческая душа летает рядом с телом, чувствуя к себе уважение и любовь. Поэтому необходимо находиться рядом с умершими. В иудаизме также призывают осторожно относиться к хвалебным речам, которые воспринимаются не только родственниками и друзьями, но и душой покойного.
Помнить, думать, принимать окончательный приговор – вот что значит умирать. Талмуд напоминает о 3-х вещах, помогающих человеку не грешить. Следует знать, откуда пришел, куда отправляешься, перед кем будешь отвечать. Кроме того, в Талмуде раскрываются некоторые вопросы «выпускного экзамена». Среди них: о честности ведения своих дел, регулярном изучении Торы, обеспеченности преемственности мира при рождении детей. Таким образом, человек становится осведомленным в том, что от него необходимо для получения благословения. Господь заранее сообщил людям, о чем их будут спрашивать на «выпускном экзамене». Это по-настоящему добрый жест Создателя, который подсказал, что следует жить достойно, чтобы обрести его одобрение и уважение тех людей, которые находятся рядом.
В иудаизме принято оплакивать близких, которые умерли. Зачем евреи приносят камни на могилы? Казалось бы, зачем это делать, если они отправляются в лучшие места? Настоящей причиной, по мнению одного из еврейских мудрецов, является то, что человек уже не сможет изучать Тору и творить добрые дела. Смерть – это лишение возможности служить Всевышнему и увеличивать количество распространяемого по миру добра. Земная жизнь позволяет осуществлять личностный рост, а ее окончание закрывает возможность целиком выявить все потенциальные способности.
В одной известной еврейской притче, предлагающей «посмотреть изнутри» на происходящее после смерти, иносказательно подчеркивается данная мысль. Один весьма состоятельный человек, отличающийся чрезвычайной скупостью, покинул земной мир. И вот он, переживая, стоит в очереди в ожидании последнего приговора. Его наблюдения за процедурой оглашения окончательного вердикта тем, кто находился перед ним в очереди, привели к определенному выводу, позволившему ему расслабиться. Богач обнаружил, что совершенные добрые дела, подарки, розданные при жизни, перевешивая совершенные грехи, существенно влияют на заключительный приговор. И вот пришла его очередь предстать перед небесным судьей. Богатей начал объяснять ему, что не знал, кто по-настоящему достоин милосердия, поэтому не сделал в земной жизни того, что должен. Однако сейчас он готов выписать крупные суммы для тех заведений, которые будут ему порекомендованы. Небесный судья ответил на это, что здесь чеки не принимаются, а рассматриваются лишь квитанции, отражающие оказанные услуги.
Вот только несколько глубоких откровений, которые, возможно, помогут человечеству преодолеть страх смерти, заменив его надеждой порадовать Всевышнего. Согласитесь, что это весьма значимо для того, чтобы люди, не могущие жить вечно, примирились с реальностью.