Существует достаточно прочно утвердившееся мнение, что евреи, считая себя избранным народом, определенным образом дистанцируются от остального населения Земли. Некоторые основания для такого утверждения имеются, ведь иудаизм в отличие от остальных религий авраамического типа массово не продвигает свои идеалы среди других народов. Чтобы стать полноценным иудеем, нееврей должен пройти довольно продолжительную и жесткую процедуру посвящения под названием «гиюр». Однако так утверждать могут только люди, незнакомые с Библией, в которой прямо говорится, что человечество дважды зарождалось всего от одной пары людей, а именно: сначала от Адама с Евой, а потом от семьи праведника Ноя. А раз все люди на Земле являются потомками Ноя, то и полностью дистанцироваться от них евреи не могут. Исходя из этого, ко всем людям нееврейской национальности применяется термин «Бней Ноах», означающее «Потомки Ноя».
Для самих евреев существует другой термин «Бней Исраэль», иначе говоря, «Потомки Израиля». И хотя предок у одних и других был один, эти термины отражают значительное различие в концептуальном плане. Евреям, в силу их божественного происхождения и возложенных на них Всевышним обязанностей, положено соблюдать 613 заповедей.
Для всех остальных людей будет достаточным соблюдение всего «Семи законов потомков Ноя», включающих в себя шесть запретов и одно обязательство.
Ноахидам запрещается:
1. идолопоклонство
2. богохульство
3. предумышленные убийства
4. грабежи
5. прелюбодеяние
6. употребление в пищу живой плоти
Обязанность:
7. Создать справедливую судебную систему.
Обязанность создать понятные законы, справедливую судебную систему и обеспечить равенство всех перед законами.
Соблюдение данных заповедей стало бы самой подходящей линией поведения для представителей других национальностей. Каждый пункт из всех этих заповедей включает в себя ряд подробностей и дополнительных деталей. Однако в связи с малой востребованностью в продолжение достаточно долгого периода эти законы детально не прорабатывались еврейскими мудрецами, и до настоящего времени все еще являются предметом дискуссий.
Недостаточная проработанность программы «Бней Ноах» привела к тому, что, во-первых, хотя она и рассчитана на всех неевреев, но используется лишь в отношении тех людей, которые добровольно решили присоединиться к еврейскому Завету, фактически превратившись в новое монотеистическое религиозное движение. Во-вторых, сама концепция «Бней Ноах» разделилась на два течения. Согласно первому из них, для движения «Бней Ноах» достаточно соблюдать только указанные «Семь заповедей». Все остальное отдано на откуп истинным евреям. Так, в частности, ноахидам запрещено изучать Тору, отмечать шаббат и т.д. Согласно другой точке зрения, движение «Бней Ноах» – это лишь первый шаг на пути полного присоединения людей к иудаизму, с одной только оговоркой, с сохранением своего национального статуса. Поэтому, приняв на себя обязательные к исполнению «Семь заповедей», ноахиды при желании могут осуществлять и остальные, уже чисто еврейские заповеди, к примеру, изучать Тору, отмечать еврейские праздники и шаббат.
Есть и еще одна существенная тема для споров: кого автоматически можно считать ноахидами? Главным фактором здесь является доктринальный монотеизм. Мусульмане, исповедуя полностью монотеистический религиозный принцип, как нельзя лучше подходят под категорию «Бней Ноах». А вот с христианами вопрос остается открытым. Среди евреев еще со времен конца Средневековья существуют споры по данному вопросу. Христианский догмат о триединстве образа Бога для иудеев является нарушением монотеистического принципа, поэтому переводит христиан в статус идолопоклонников. Но есть и обратное мнение по данному вопросу. Догмат о Троице можно отнести к категории «шитуф», когда к Богу присоединяются вспомогательные образы. Вот тогда статус идолопоклонников для христиан отпадает сам собой.
В еврейской теологической литературе (не канонической) существует разделение между понятиями «гой» и «Бней Ноах». Гоями считаются представители нееврейских национальностей, не принявшие на себя Семь заповедей Ноя. Для этих людей действует запрет на изучение Торы и соблюдение Субботы. Если же человек стал «Бней Ноах», то он по галахическим понятиям переходит в иной статус – праведников народов мира (подобное по наименованию звание присуждается мемориалом Катастрофы Яд ва-Шем, однако за совсем другие заслуги). А уже нахождение в этом состоянии позволяет людям соблюдать все дальнейшие еврейские заповеди.
По отношению к праведникам народов мира существует интересная точка зрения: концепция «Бней Ноах» является ветвью полностью ортодоксального иудаизма в его применении к неевреям. Учитывая, что в будущем абсолютно все человечество станет придерживаться монотеизма Танаха, то праведники народов мира получат статус праведных неевреев. Тогда, не переходя в иудаизм, они смогут присоединиться к Завету с Богом и войти в Царство небесное. Желающие же праведники, совершив гиюр, смогут присоединиться к Завету уже в статусе иудеев.
Отсылка к ортодоксальному течению иудаизма в отношении к движению «Бней Ноах» не является случайной. Его принципы запрещают пропаганду перехода в иудаизм. Однако у ортодоксов же считается, что евреи просто обязаны помогать распространять Законы потомков Ноя между другими народами мира. Сейчас не без влияния ортодоксальных раввинов разработан молитвенник, рассчитанный исключительно на неевреев. Кроме того, благодаря ортодоксам сделаны несколько публикаций, в которых рассказывается о тонкостях соблюдения Заповедей.
Уже упоминалось, что «Семь законов потомков Ноя» долгое время оставались невостребованными в мире. Тому были свои причины. Лишь в конце XIX столетия интерес к Ноевым Заповедям проявился благодаря стараниям рава Бенамозега Элиягу, который инициировал создание движения «Бней Ноах». Но даже после этого еще более полувека данная инициатива в нееврейской среде не вызывала особого интереса. Ситуация начала меняться после воссоздания Израиля как государства, когда распространение идей иудаизма перестало считаться в мире неким маргинальным действом.
Шестидневная война 1967 года, резко изменившая статус Израиля в мировом рейтинге, сменила и отношение простых людей к иудаизму. Идеи этой древней религии начали широко распространяться в массах, стало появляться все большее число людей, желающих соблюдать законы потомков Ноя, Начали образовываться общины потомков Ноя, в которых люди изучали законы ноахидов, руководствуясь учениями иудаизма, зачастую под руководством местных евреев.
Наибольшее число последователей движения «Бней Ноах» находится в США. Действия общин, организованных в этой стране, курируют несколько международных организаций, которые сотрудничают с израильской организацией «Брит Олам – Всемирный Ноахидский Центр», руководимой равом Ури Шерки. Она придерживается расширительного подхода к проблемам полноценного подключения движения ноахидов к иудаизму. Общее число последователей движения «Бней Ноах» в настоящее время составляет уже десятки тысяч человек, и количество людей, желающих приобщиться к древней мудрости иудеев, постоянно увеличивается.