В наше время, когда всего лишь несколько часов полета на самолете позволяют попасть на территорию проживания народов с совершенно иными социальными принципами, очень часто встречаются семейные союзы, в которых мужчина и женщина принадлежат к совершенно разным культурам. Возможно, они могут спокойно и счастливо прожить отмеренный им путь, но как определить национальность их детей, ведь есть ряд народов, у которых существуют крайне строгие традиции наследования. Как вариант, можно рассмотреть случай семейной пары, состоящей из чеченца и еврейки.
Для чеченцев отцовская линия по определению считается доминирующей. Детей с малых лет воспитывают в традициях ислама и прививают культуру горского народа. Подобный принцип особенно непреклонен в отношении сыновей, так как считается, что в себе они несут информацию о праотцах рода. Исходя из этого, главной функцией матери является только забота о ребенке. Формирование же личности целиком лежит на плечах отца. Если же женщина по какой-то причине решит развестись с мужем, то надежду на воспитание совместных детей она должна оставить. Данный принцип действует, как в отношении чеченок, так и в отношении женщин любых других национальностей. В лучшем случае ей позволено будет в строго определенные часы навещать свое дитя, да и то лишь до момента достижения им 7-летнего возраста.
Таким образом, любой ребенок, родившийся от чеченца в чеченском обществе, будет считаться представителем данной национальности. И никакие доводы в пользу другого варианта не принимаются. Следовательно, малыш, появившийся на свет от чеченца и еврейки, будет считаться только чеченцем.
Ситуация с определением национальности у евреев зеркально противоположна чеченскому варианту. В их обществе этническая принадлежность определяется только по материнской линии. Этому есть вполне логичное объяснение. Во-первых, данное правило закреплено в разделах священных для евреев книг, Торе и Талмуде. Там есть прямые указания на то, каких детей можно определять как евреев, а каких нет. В них четко сказано, что ребенок от еврейки и язычника может и должен считаться евреем. Если же отцом ребенка у язычницы является еврей, то этот ребенок – язычник. Никаких иных толкований в данном вопросе быть не может.
Есть и более приближенная к человеческому бытию трактовка данной традиции. В былые времена часто случалось, что евреи попадали под контроль завоевателей. В эти периоды женщины этой национальности нередко подвергались насилию со стороны иноверцев. В результате подобных случаев рождались дети-полукровки. Существующие библейские законы позволяли безболезненно для таких женщин приобщать их детей к еврейскому сообществу, попутно улучшая статистику своего народа.
Кроме того, именно мать в еврейском обществе является основой формирования личности ребенка. Постоянно находясь возле нее, ребенок бессознательно копирует повадки матери, следовательно, перенимает у нее еврейскую сущность. Если же привлечь сюда приверженцев каббалистического учения, то правомерность определения этнической принадлежности ребенка исключительно по материнской линии только упрочится. Каббалисты считают, что души матери и малыша тесно переплетаются еще в период нахождения его в материнской утробе. И эти души впоследствии никакими силами невозможно разделить.
Из вышесказанного следует, что по еврейской традиции ребенок от брака между еврейкой и чеченцем станет считаться евреем. Подробнее почитать почему у евреев национальность определяется по матери можно в этот статье.
Поразительно, но историки предложили собственное объяснение данной ситуации. Изучив древние исторические материалы, они выяснили, что некогда на землях современной Чечни существовало средневековое государство Хазария. А, как известно, с некоторого момента главенствующей религией в нем был иудаизм со всеми вытекающими отсюда последствиями. О судьбе хазар сейчас никто ничего не может сказать, но, может быть, после поражения от пришедших на Кавказ арабов они никуда не ушли, а просто иудаизм сменили на ислам и продолжили жить на родных для себя землях?
В таком случае, потенциальный брак между еврейкой и чеченцем смешанным и не является. Он вполне законно может считаться чистокровным родством, а появившиеся в результате этого брака дети абсолютно правомерно могут считаться и евреями, и чеченцами одновременно.