Карта Земли Обетованной буквально пестрит названиями кибуцев, городов, которые посвящены именитым еврейским деятелям, помогавших возрождению израильского государства, к примеру, Кирьят-Бялик, Кирьят-Моцкин, Нетания, Ор-Акива, Герцлия, Тверия и другие.
Однако есть в стране и населенные пункты, названные именами личностей нееврейской национальности. Интересно узнать, кем же они были и почему их имена оказались на карте Израиля?
Джозайя Веджвуд
В центральном регионе страны находится мошав Ган-Йошия, который назвали в честь Джозайи (Джошуа, Йосиа) Веджвуда, лейбориста, отстаивавшего интересы евреев в британском Парламенте. Этот английский сионист во время Первой мировой содействовал формированию еврейских рабочих профсоюзов. В 1929 стал основателем Седьмого Доминиона, боровшегося за присоединение Эрец Исраэля к Британской империи и считавшего, что лишь так можно спасти представителей еврейской нации от агрессии арабов и нацистов. Джозайя Веджвуд также отстаивал право евреев на беспрепятственную эмиграцию в Палестину, борясь за упразднение «Белой книги». Он – автор нескольких книг, в которых еще в 1920-е годы звучали призывы к созданию еврейского государства.
В конце своей жизни, летом 1943, Веджвудом было отправлено напутствие еврейскому народу с призывом отстаивать свои права, планируя гражданское сопротивление. После кончины британского политика Бен Гурион послал телеграмму с выражением соболезнований по поводу ухода из жизни настоящего героя сионистского движения.
В Израиле в честь Веджвуда назван не только мошав, но и улицы в Иерусалиме, Тель-Авиве, Хайфе, а также корабль, который перевозил эмигрантов.
Артур Бальфур
Имя этого государственного деятеля Великобритании увековечено в названии Бальфурия – мошава, расположенного в нескольких километрах к северу от города Афулы в Изреельской долине. Это сельское поселение, названное его именем, возникло еще при жизни Артура Бальфура, проведшего на британском политическом олимпе практически полвека.
Будучи главой британского Министерства иностранных дел, он осенью 1917 подписал историческую декларацию, которую назвали его именем. В ней отмечалось намерение Великобритании создать еврейское государство на землях Палестины. Декларация Бальфура оказалась отправным пунктом в процессе грядущего становления Израиля. После ее подписания на территорию Палестины устремились тысячи евреев из разных уголков планеты.
В честь лорда Бальфура назван не только населенный пункт, но и главные улицы многих израильских городов, образовательные учреждения. В столице Израиля на улице Бальфура находится резиденция главы правительства страны.
Томаш Масарик
Неподалеку от города Акко, расположенного в Западной Галилее, находится кибуц Кфар-Масарик, в названии которого есть имя первого президента Чехословакии. Томаш Гарриг Масарик известен каждому чеху как глава их государства, борец за независимость. Родившись в простой рабочей семье, он сумел получить высшее образование и стать доктором философии, университетским преподавателем, автором социологических и философских трудов.
Начав свою политическую деятельность в 1880-е годы с группы «Реалисты», позднее стал руководить либеральной Народной, а затем Чешской прогрессивной партиями. Масарик резко осуждал кровавые наветы на представителей еврейской нации. В 1899 именно он потребовал пересмотра дела о ритуальном убийстве, якобы совершенном молодым евреем Гильзнером. В своей разгромной статье Томаш Масарик отметил несоответствия, имевшие место в следствии по данному делу. Еврейского парня оправдали, правда, впоследствии ему дали срок, но уже за не столь опасное нарушение закона. Действия преподавателя осудили антиеврейски настроенные студенты, поэтому Масарик в тот период прекратил чтение лекций в Пражском университете, но от своей позиции не отступил, считая агрессивное и злобное отношение к представителям еврейской национальности мракобесием. Как депутат австрийского рейхсрата он продолжал обличение антисемитизма не только немецких шовинистов, но и старочехов.
Благожелательное отношение к сионизму, который Масарик считал движением за духовно-нравственное возрождение евреев, проявились у него ещё в начале 1920-х годов. Политические цели этого течения он понял в период эмиграции, познакомившись и пообщавшись с известными еврейскими лидерами.
Став президентом страны, Масарик оказывал поддержку евреям, отстаивая уравнение их в правах с прочими гражданами и гарантирование сохранения и развития их религии и культуры. Этот выдающийся политический деятель сделал все возможное, чтобы в его стране антисемитские настроения не проявлялись, что оказалось весьма заметным в период между Первой и Второй мировыми войнами.
Он первым среди руководителей государств посетил подмандатный Эрец-Исраэль, где обратил внимание на еврейское повстанческое движение, выразив с ним солидарность, и заинтересовался началом деятельности Еврейского университета, открывшегося в Иерусалиме.
Еще при жизни Масарика неподалеку от сельскохозяйственной коммуны Сарид в Изреельской долине посадили лес, назвав его именем первого главы Чехословакии. А Кфар-Масарик появился в 1938, менее чем через год после его кончины. В честь этого видного политического деятеля, прославившегося своей честностью и гуманизмом по отношению к еврейскому народу, названа также площадь в Тель-Авиве.
Орд Вингейт
Имя этой личности запечатлено в названии молодежного поселка Йемин-Орд близ горы Кармель. Орда Вингейта, британского офицера, разработавшего тактику спецопераций, считывают христианским сионистом. После учебы в Королевской военной академии, службы в Индии и Судане служил офицером разведки в подмандатной Палестине, участвуя в антитеррористической компании против арабов.
Вингейт, проникшись библейскими пророчествами о возвращении евреев в Эрец-Исраэль, делал все возможное для реализации этого процесса. Он тесно сотрудничал с руководителями ишува и Хаганы, выучил иврит, мечтал о том, чтобы стать во главе армии будущего еврейского государства. Он был одним из создателей и руководителей небольших смешанных англо-еврейских отрядов, названных Особыми ночными эскадронами.
За свою просионистскую позицию, самостоятельность в принятии решений Вингейта в конце весны 1939 отозвали из Палестины, сделав отметку в паспорте о том, что его владельцу запрещено въезжать в эту страну.
На всю жизнь британский офицер сохранил преданность еврейскому народу, верность делу сионизма. В Израиле не забыли об этом, назвав его именем не только молодежное поселение, но лес на горном хребте Гильбоа, Институт физкультуры и спорта неподалеку от Нетании, одну из иерусалимских площадей.