Сирия – одно из немногих государств мира, история которого насчитывает тысячи лет. Столько же в Сирии существует еврейская община, к настоящему времени, правда, практически исчезнувшая. Нельзя сказать, что жизнь евреев в Сирии была однозначно хорошей или плохой. Там с завидной регулярностью чередовались периоды ее расцвета и упадка. К настоящему времени в силу, в основном, политических причин жизнь сирийской еврейской общины почти угасла, и официально их там насчитывается едва ли два десятка человек весьма преклонного возраста.
Началась же история евреев в этих краях, как указывается в Библии, еще при жизни первого их праотца Авраама. Выгуливая в окрестностях местного селения стадо своих овец, он предлагал местным жителям молоко. Данный продукт и на арабском языке, и на иврите именуется одинаково – халав. В немного измененном виде название пристало и к поселку, который стали называть Халеб. Современным людям он больше известен под названием Алеппо.
Правда, так повествуется в Танахе и Библии. Историки же говорят о более позднем проникновении евреев в этот регион. Первыми иудеями, постоянно проживающими в Сирии, стали наместники царя Давида, поселившиеся в Дамаске. Сюда же активно начали прибывать для ведения торговли купцы. Тем не менее, первый расцвет еврейской общины в Сирии случился еще позже – в VI веке до н.э., когда регион находился под крылом персидской династии Ахеменидов. Благоволившие к иудеям персы стали назначать из их числа судей для ведения религиозного судопроизводства. Так в Сирии начали появляться и активно расширяться еврейские общины.
Спустя два столетия в страну пришел Александр Македонский, тоже благоволивший к евреям, правда, уже по другим причинам. Он не только подтвердил сирийской общине ее привилегии, но и даровал новые. После кончины Александра и распада его империи в Сирии возникло эллинское государство Селевкидов. Его правитель Селевк I Никатор уравнял евреев в гражданских правах с эллинами, что позволило общине начать стремительный рост.
Относительно спокойный для евреев период продолжался несколько столетий, вплоть до периода римского владычества. По свидетельствам современников, еще в 64 году до н. э. в Сирии насчитывалась довольно многочисленная еврейская прослойка. Это было связано с тем, что сами римские наместники находились под весьма сильным влиянием иудаизма, отчего оказывали значительную помощь еврейской общине, что вызывало неприятие у местного населения, отразившееся в дальнейших событиях.
Разразившаяся Первая Иудейская война эхом отозвалась в Сирии. В городах начали вспыхивать антиеврейские беспорядки, сопровождавшиеся погромами и убийствами. В ходе одного из них, случившегося в Дамаске, все еврейское население города было попросту вырезано. Мученическую смерть тогда приняли свыше 10000 человек. В городе Антиохии жители написали обращение к императору Титу, прося его не только лишить всех евреев привилегий, но и выгнать их всех из города. Правда, император не пошел на этот шаг.
Со временем ситуация успокоилась, и жизнь еврейской общины смогла восстановиться. Даже в Дамаске, где перебили практически всех иудеев, вновь забурлила еврейская жизнь. Это произошло уже после того как римляне, подавив восстание Бар-Кохбы, попросту упразднили Иудею, выселив оттуда практически всех ее жителей. В Сирии же они остались во многих городах и дали миру значительное число выдающихся знатоков и толкователей Торы. На фоне остальных городов особенно выделялся Алеппо, который впоследствии был отмечен великим средневековым мудрецом Торы Маймонидом.
Новые проблемы для евреев Сирии возникли в связи с возникновением христианской религии, а особенно после того как христианство в Римской империи стало государственной религией. Иудеи немедленно получили ограничения в правах, а гонения и преследования их на религиозной почве даже стали поощряться. Именно из Сирии в мир пошла практика кровавых наветов, с помощью которых евреев обвиняли в несуществующих преступлениях, а точнее – в ритуальных убийствах христианских детей. В 423 году в Антиохии после этого обвинения христианское население города устроило еврейский погром, в ходе которого были жестоко убиты многие представители местной еврейской общины.
Разделение единой Римской империи на две части не принесло никакого облегчения евреям. Византийские императоры только усиливали гонения. Император Фока первым начал силой обращать евреев в христианство. Ситуация зашла настолько далеко, что в Антиохии вспыхнуло еврейское восстание, которое безжалостно подавили. При этом большая часть евреев города была попросту убита, а оставшиеся в живых – изгнаны из города.
В 600-х годах эпоха владычества Византийской империи на Ближнем Востоке закончилась. Сюда пришли арабы. Сначала ненадолго в Сирии начали править Сасаниды, но к середине столетия ситуация стабилизировалась, и в Дамаске закрепилась династия Омейадов. Мусульмане к евреям относились намного лучше христиан, поэтому их жизнь значительно улучшилась. Иудеи даже стали занимать высокие посты у халифов. Такое положение сохранялось около сотни лет, пока у власти не закрепилась другая правящая династия – Аббасидов.
Пришедшие в 750 году правители учредили новые законы, по которым евреи начали подвергаться притеснениям. Как во и времена византийского императора Фоки, власти стали настойчиво требовать обращения иудеев в другую религию, на этот раз в ислам. На добрых двести лет евреи, как будто возвратились в византийский период, в котором их постоянно ограничивали в правах. После того как Аббасиды ушли, их место заняли халифы Фатимидской династии. Ситуация повторилась. Новые правители поначалу даровали евреям привилегии, дав возможность им поднакопить богатств, а потом перешли к практике притеснений, отбора нажитого и насильственного перехода в ислам.
Но даже в таких условиях евреи ухитрялись создавать письменные шедевры. Одним из них является знаменитый Кодекс Алеппо, написанный в раннем Средневековье простым еврейским писарем Бен-Ашером. Годами он на листах пергамента копировал Тору и ряд других рукописей, которые, сшитые вместе, образовали Кодекс законов. Отличительной особенностью его записей от более ранних рукописей являлось то, что он внес в свой текст знаки препинания, кантилляции и огласовки. Это новшество сделало текст особенно ценным и более понятным для последующих поколений.
Позже Кодекс Алеппо был вывезен в Иерусалим, где в период Крестовых походов он попал в руки крестоносцев, но был выкуплен евреями. Дальнейшая судьба фолианта почти в точности совпадает с судьбой сирийских евреев. С 1375 года он хранился в Большой городской синагоге, а в середине ХХ столетия таинственно исчез. Спустя несколько лет Кодекс вновь появился, но уже в Иерусалиме, уменьшившись почти на 200 страниц. Только вот у сирийских евреев существовало поверье, что если книга покинет Алеппо, вслед за ней исчезнет и местная еврейская община. Печально, но пророчество сбылось.
В 1174 году Сирия отошла под власть Саллах-ад-Дина. При образованной им династии Айюбидов для еврейской общины вновь наступил период расцвета. В ближайшем окружении султанов появилось немало просвещенных евреев, и им даже позволялось занимать высшие государственные должности. Примером доверия к представителям этой нации может считаться факт назначения личным врачом Саладдина еврея Моше бен Маймона. Правда, эта «оттепель» продлилась недолго, лишь до 1260 года, когда в Сирию вторглись монгольские конники. Основной удар они, правда, нанесли по мусульманам, однако пришедшие вслед за ними мамлюкские султаны быстро показали евреям, кто тут настоящий хозяин. Для иудеев вплоть до начала XVI столетия настали крайне трудные времена.
Возрождение полноценной еврейской общины в Сирии началось после изгнания испанскими правителями Испании в 1492 году всех евреев, проживавших в стране. Значительную часть изгнанников принял в своих землях султан Баязид II, правивший тогда Османской империей. Ладиноязычные испанские сефарды вдохнули новую жизнь в еврейскую общину Сирии, хотя еще несколько столетий, вплоть до середины 1700-х годов, жили с местной арабоязычной общиной параллельно, не смешиваясь с ней.
В XIX столетии Сирия на некоторое время попала под влияние Египта. Ее правитель Мухаммад-Али уравнял права представителей всех религиозных конфессий, проживающих на подвластной ему территории. Казалось, наступает новый период расцвета еврейской общины в Сирии, но в 1840 году сюда пришли французы. Первое, чем они отметились, так это обвинением иудеев в ритуальном убийстве францисканского монаха и его слуги. В Дамаске арестовали несколько видных евреев и подвергли их настолько жестоким пыткам, что двое из них просто умерли в тюрьме, а еще один, чтобы спасти жизнь, решил принять ислам.
С периода французского колониального владычества сирийская еврейская община начала медленно, но неуклонно угасать. Количество групп сократилось до критического уровня. Небольшие из них исчезли вовсе. Продолжали действовать только три относительно крупные общины в Алеппо, Камышлы и Дамаске. Но даже в них общая численность населения не превышала 20000 человек, имея тенденцию к постоянному снижению. Как правило, иудеи из Сирии перебирались в соседнюю Палестину, в которую с конца XIX века потянулись ручейки еврейских эмигрантов в надежде возродить Эрец-Исраэль.
Наступивший ХХ век с его мощнейшей политической турбулентностью подвел окончательную черту под древней сирийской еврейской общиной. После Первой Мировой войны с кончиной Османской империи сдерживающих факторов для переселения местных евреев в Палестину практически не осталось. За три десятка лет и без того немногочисленная сирийская община уменьшилась на 9000 человек. Свою роль здесь сыграли и отношение мусульманского населения к евреям, и работа многочисленных сионистских организаций.
Как только в 1948 году было объявлено о возрождении Израиля, сразу стало понятно, что дни еврейской общины в Сирии сочтены. Обострение арабо-израильского конфликта привело к началу боевых действий и на евреев обрушилась волна жестоких погромов и убийств. И по мере получения информации о потерях сирийцев на фронте накал ненависти к евреям внутри Сирии только нарастал. Выжившим после этих погромов ничего другого не оставалось, кроме как, бросив все, бежать. Власти страны запрещали выезд из страны, но евреи находили лазейки, чтобы отбыть в более безопасные места. К началу 2000-х годов в Сирии осталось едва ли сотня евреев, а сейчас их количество не превышает полутора десятков человек, каждый из которых находится в весьма преклонном возрасте.