Биография этой женщины – яркий пример того, как вера и самоотверженность дают возможность человеку простого сословия подняться до уровня государственного деятеля. Именно это и произошло в жизни Голды Меир.
Начав жизнь в очень бедной еврейской семье, она стала, сначала политическим, а потом и государственным деятелем такого уровня, что о ней знал буквально весь мир. Ее политические решения до сих пор изучают в учебниках мировой истории, а цитаты Голды Меир называют произведением исскуства.
Детство и учеба
Однако время было крайне нестабильное, и по Киевской губернии, как и по многим другим городам черты оседлости, прокатилась волна еврейских погромов. Чтобы не искушать судьбу, ее отец, Мойше-Ицхок Мабович, решил выехать в Пинск к своим родителям. Правда, сам он там надолго не задержался, а выехал в Америку искать лучшей жизни. Конечно, богатства он там не нажил, но спокойная обстановка оказалась важнее. В 1906 году на постоянное место жительства к нему присоединилось все семейство: жена и три дочери. Они поселились в северном штате Висконсин в городе Милуоки. Здесь Голда пошла в школу и очень скоро начала заниматься общественной деятельностью. Впервые это произошло, когда девочка училась в 4 классе. Вместе со своей подружкой Региной Гамбургер создала организацию «Американское общество юных сестер». Сама пережившая крайнюю бедность, она понимала, насколько важно нуждающимся детям иметь деньги для приобретения учебников.
После того как школьница Голда Мабович выступила с речью, в которой связно и страстно сумела донести взрослым людям свою мысль, о ней заговорили. Ее фотографию даже напечатали в местной газете. Правда, сама девочка к славе отнеслась вполне спокойно. Ее начал интересовать другой вопрос: как отыскать средства на продолжение собственного обучения. Тем более что учиться дальше Голда собиралась в Денвере, где проживала ее старшая сестра Шейна со своим мужем Шамаем Корнгольдом. В 1912 году, несмотря на протесты родителей, она уехала в Денвер к родственникам. Вот здесь-то и началось приобщение ее к политической деятельности.
Приход в политику
После того как жизнь с сестрой не заладилась, Голда в 1914 году вернулась к родителям в Милуоки. Там она поступила в среднюю школу, после которой продолжила учебу в местном учительском колледже. Но еще будучи школьницей, в 1915 она стала членом левой сионистской организации Поалей Цион. Спустя два года она связала свою жизнь с Морисом Меерсоном, и на долгие четыре десятка лет стала Голдой Меерсон. Эту свою фамилию она сменит лишь в 1956 году по настоянию Давида Бен-Гуриона, бывшего в то время главой правительства Израиля.
Переезд в Эрец Исраэль
В 1921 году семья Меерсонов покинула Америку и переехала в Палестину, осев в кибуце Мерхавия, находящемся в Изреэльской долине. Однако пребывание их там было недолгим. Морис заболел малярией, после чего семейство перебралось в Иерусалим. Там мужчина нашел должность бухгалтера, гонорара за которую хватало, чтобы снять двухкомнатный домик без электричества. После того как в семье появились дети, уже и Голде пришлось браться за подработку: она за деньги стирала чужое белье.
Впрочем, бедность не стала препятствием для общественной работы. Уже в 1928 году Голда стала главой женского отдела Всеобщей федерации трудящихся. В этом качестве она начала выезжать за границу для участия в различных общественно-политических мероприятиях.
Все последующие 20 лет женщина поднималась по иерархической лестнице, получая все больший вес в еврейских политических кругах Палестины. Апофеозом этой деятельности стало включение ее в число тех 38 человек, которые 14 мая 1948 года подписали Декларацию независимости Израиля. Уже в следующем году Голда Меерсон стала депутатом первого израильского парламента, Кнессета, однако перед этим она выполнила весьма важную для Израиля Миссию.
Буквально на следующий после объявления независимости Израиля день на молодую страну обрушился совместный удар сразу пяти арабских государств. Для уничтожения молодого государства свои войска послали Египет, Сирия, Ливан, Иордания и Ирак, сами до недавнего времени бывшие колониями европейских государств. Стране срочно в массовых количествах требовалось оружие. И Голда Меерсон вынужденно стала дипломатом. Начинающего работника МИДа отправили туда, откуда в свое время уехала семья Голды – в Россию. Советский Союз стал первой страной мира, юридически признавшей вновь возникшее государство. На Ближний Восток вскоре начали отправляться контейнеры с военной помощью.
Интересно, что приезд Голды Меерсон в Москву вызвал бурную реакцию советских евреев. Ею восторгались, с ней устраивали встречи, а к приходу политика в Московскую синагогу приветствовать ее собралась огромная восторженная толпа. Данное событие даже отобразили на израильских банкнотах номиналом в 10000 шекелей, а позже перенесли на купюры новых денег.
Правда, столь чрезмерная проеврейская активность посла Израиля не понравилась советскому руководству. Спустя буквально полгода Меерсон вернулась на родину, а в самом же СССР неожиданно начались гонения на евреев, апофеозом которых стало небезызвестное «Дело врачей». Сама же Голда уже находилась в Израиле, переходя с одной государственной должности на другую. После депутатства в Кнессете она взялась за привычную для себя работу в должности министра труда и социального обеспечения. Здесь проработала до 1956 года.
В июле 1956 года Меир была назначена министром иностранных дел и стала представителем Израиля в ООН. Четкая дикция, и речи которые она никогда не читала по бумаге, и вертикальные жесты свидетельствующие о властности натуры, и бескомпромиссной борьбе за интересы своей страны. Она была одним из самых замечательных ораторов своего времени. Она является прекрасным примером того, как собственные амбиции не мешают, а наоборот – способствуют продвижению государственных интересов.
Потом целое десятилетие уже под фамилией Меир руководила МИДом. И везде показывала весьма достойные результаты труда, что позволило ей в 1969 подняться до должности премьер-министра Израиля. Она стала третьей в мире женщиной, занявшей пост премьер-министра. До неё столь высокий пост занимали только Индира Ганди в Индии и цейлонская глава правительства Сиримаво Бандаранаике. Голда была во главе государства всего 5 лет, но за этот период она приняла массу сложных решений, которые ни раз спасали страну. В своей официальной речи она сказала: «Наша судьба не может быть и не будет определена другими».
Голда Меир возглавляла государство вплоть до 11 апреля 1974 года, когда она вместе с правительством отправилась в отставку. Ее правление пришлось на крайне трудное для страны время. Приход на должность произошел вскоре после победоносного окончания Шестидневной войны. Однако к новому военному противостоянию она как женщина не смогла полноценно подготовиться, поэтому война Судного Дня омрачилась существенными для Израиля потерями. Правда, по большей части виновата была не она, а распри в коалиционном правительстве, возглавляемом Меир, но все шишки посыпались именно на лидера страны.
В Эрец Исраэль было восемьдесят тысяч евреев, когда она приехала сюда в 1921 году, и три миллиона, когда она покинула свой кабинет в 1974-м. Эта всегда уверенная женщина была воплощением силы в течение всей жизни. В своем прощальном заявлении в качестве чиновника она сказала: «Если Израиль не будет сильным, то не будет мира».
После ухода на пенсию прожила недолго. 8 декабря 1978 года в возрасте 80 лет она скончалась. Похоронили знаменитую женщину в Иерусалиме на Горе Герцля.