Царь Давид, отец знаменитого царя-мудреца Соломона и даже возможный предок самого Иисуса Христа, даже сейчас как физическое лицо подвергается сомнению.
Вся история о нем базируется исключительно на библейских текстах, но не известно ни одного сколь-нибудь достоверного исторического документа за его подписью. Однако для евреев Давид – человек знаковый, и вот что можно выделить наиболее интересного из его жизнеописаний.
1
Местом рождения Давида является город Вифлеем. Он стал восьмым ребенком в семье местного жителя Иессея.
2
Несмотря на довольно-таки скромный гражданский статус, Давид был прямым потомком очень знатных людей. По отцовской линии он входил в число наследников самого Иуды – родоначальника одноименного еврейского колена. А его прабабушка была моавитянской принцессой, дочерью правителя Моава – независимого государства, соседствовавшего с Египтом и некогда приютившего на своей территории пророка Моисея.
3
Вполне вероятно, что именно фактор происхождения повлиял на резкое изменение статуса молодого человека. Всевышний указал последнему из судей Израиля пророку Самуилу на неприметного пастушка, и тот совершил процедуру помазания его на царство. Свидетелями этого исторического события были только отец и братья Давида.
4
Попасть в число приближенных к уже действующему царю Израиля Саулу помогло хобби Давида – его умение хорошо играть на арфе. Саул тогда часто впадал в депрессию, и музыка немного отвлекала его от мрачных мыслей.
5
Настоящая слава к Давиду пришла после его знаменитой схватки с филистимлянским воином Голиафом. Огромный, прекрасно обученный военному искусству и закованный в медную броню воин погиб от банального удара камнем по голове, выпущенного из пращи неприметным пастушком. Меткий бросок не только положил конец военным действиям, но и дал возможность Давиду стать законным родственником царя, а значит, и право на наследование престола.
6
Интересно, что в лице Голиафа Давид убил своего дальнего родственника. Дело в том, что прародительницей великана была родная сестра прабабушки Давида, точно такая же принцесса Моава.
7
Сказать, что совершенный подвиг и полученная вслед за ним всенародная любовь простых евреев, каким-то образом сдружили действующего царя Израиля Саула с Давидом, значит глубоко ошибаться. Наоборот, несмотря на то, что молодой герой женился на принцессе Мелхоле, царь всеми силами пытался избавиться от нелюбимого наследника престола. К чести Мелхолы однажды она сама спасла Давида от подосланных отцом убийц.
8
После фактического объявления войны Саулом Давиду тому пришлось спешно искать новое надежное пристанище, где он мог бы чувствовать себя в безопасности. Одним из таких мест стала Рама, правителем которой был пророк Самуил, тот самый, который помазал Давида на царство. Здесь герой получил дар пророчества, однако даже помощь пророка не стала полной защитой от мести Саула.
9
По настоящему безопасным местом для Давида стала Филистия. Укрытие Давиду предоставил правитель города Геф король Анхус. Этот человек предоставил ему во владение находящийся в пустыне Негев приграничный город Секелаг, который быстро стал базой для сторонников Давида.
10
После проигрыша израильтян в очередной войне против филистимлян Давид смог перебраться на землю представителей колена Иуды, где в Хевроне получил статус царя Иудейского. Только после этого он смог начать борьбу уже за израильский трон.
11
На время Хевронского правления Давида приходится момент возвращения филистимлянами Ковчега Завета, отобранного ими в качестве трофея в одной из битв с евреями. С этого момента Хеврон превратился в религиозный центр Израиля.
12
Несомненным подвигом Давида стал перенос столицы Израильского царства из провинциального Хеврона в новый город Иерусалим. Территория города перешла к израильтянам после их войны с иевусеями и никак не ассоциировалась с областью, выделенной колену Иуды.
13
Давид сделал Иерусалим административным и религиозным центром Израиля. Сюда он перевел все государственные структуры, а чтобы сделать его сакральным центром евреев, на горе Сион Давид поместил Ковчег завета.
14
Став царем, Давид провел несколько реформ в государственном правлении, а также в иудейской религии. Чтобы ни у кого не возникало даже мысли о временности Иерусалима как столицы страны, он начал возводить в городе царский дворец и запланировал строительство Храма для Ковчега.
15
Давид считается израильским царем-долгожителем. Даже если не считать период правления филистимским городом Секелаг, то на царском троне он пробыл свыше 40 лет.
16
За годы правления царя Давида Израиль превратился из аморфного территориального образования со слабой центральной властью в мощное единое государство, расширившее свои границы до реки Евфрат и Аккабского залива на Красном море. Так Израиль получил выход не только в Средиземное море, но и в Индийский океан.
17
Под конец правления Давида его сыновья начали поочередно выставлять свои требования на трон. Однако титул царя получили не они, а Соломон, его сын от незаконной связи с Вирсавией – женой одного из военачальников израильской армии.
18
Используя планы Давида и заготовленные им стройматериалы, царь Соломон сумел построить Иерусалимский храм, ставший знаковым для страны.
19
С именем Давида связан международный символ иудеев – шестиконечная звезда, именуемая Маген Давид.
20
Как и в былые времена, творение Давида город Иерусалим является столицей Израиля и знаковым местом для паломничества религиозных людей. Только сейчас Иерусалим является городом сразу трех авраамических религий: иудаизма, христианства и ислама.