Американская актриса Хеди Ламарр к концу ХХ столетия оказалась серьезно подзабытой в среде кинопублики и голливудском сообществе. А, собственно, чем она могла удивить: несколькими ролями в кино или шестью замужествами?
Так подобная практика была типичной для представителей кино- и шоу-бизнеса середины ХХ столетия. Впрочем, за ней числятся некоторые достижения, которые впоследствии начали копировать другие актрисы, а кое-какие инженерные находки сейчас использует практически каждый человек, имеющий при себе мобильный телефон.
Хеди Ламарр, она же Хедвиг Ева Мария Кислер, была уроженкой Австро-Венгерской империи. Место ее рождения – город Вена, а дата рождения – 9 ноября 1914 года. Родители девочки были очень состоятельными гражданами. Отец, уроженец Львова, был владельцем банка, а мать походила из зажиточных венгерских евреев. Так что детство Хедвиг было вполне себе обеспеченным.
Учеба девочке давалась легко, что впоследствии сыграло определенную роль в ее судьбе. Но больше всего Хедвиг привлекало искусство, а точнее театральная сцена. Учитывая же очень привлекательную внешность, вовсе неудивительно, что с 16-летнего возраста ей начали предлагать небольшие роли в спектаклях и кинопостановках. Сейчас уже трудно сказать, насколько удачными оказались первые актерские пробы, однако в газетах шли только положительные отзывы, правда, в них больше все же расхваливали внешние данные Хедвиг, а не игру.
Поняв, что в Вене ей не вырваться из плена эпизодических ролей, юная актриса перебралась в Берлин, который к 1930-м годам превратился в центр европейской киноиндустрии. И вскоре к ней пришла настоящая слава, правда, несколько специфического характера. В 1932 году на экраны вышел фильм чешских кинематографистов «Экстаз», в котором главную роль сыграла Хедвиг Ева Мария Кислер. Для своего времени данная кинолента была крайне скандальной, причем, вовсе не из-за сюжета с любовным треугольником. Просто здесь главная героиня мало того, что появлялась в обнаженном виде, но еще и участвовала в постельной сцене, в которой изображала достижение оргазма.
То, что после выхода этого фильма на большой экран случился грандиозный скандал, значит не сказать ничего. Просто «Экстаз» показал широкой публике, что демонстрировали в киноподелках, предназначенных для узкого круга лиц. А это тогда не приветствовалось, поэтому фильм немедленно обозвали порнографическим, запретив к показу в Германии и США. Но зато 18-летняя актриса стала узнаваемой, и это помогло ей найти своего первого мужа – фабриканта Фридриха Мандля. Уже летом 1933 года она вышла замуж, заявив, что уходит из кино, чтобы начать спокойную семейную жизнь.
Но тихая сытая жизнь жены фабриканта в качестве красивого аксессуара вскоре надоела деятельной натуре Хедвиг, и в семье начались разлады. Свою роль сыграл и тот факт, что Мандль вполне разделял фашистские взгляды, а учитывая специфику своего бизнеса (производство боеприпасов) довольно часто общался с Муссолини и Гитлером. Понимая, что официального разрешения на развод от мужа она не получит, молодая женщина, прихватив подаренные супругом драгоценности, в 1936 году бежала из дома.
Решив вернуться к актерскому ремеслу, Хедвиг в 1937 отправилась в Лондон. Там ей встретился один из основателей голливудской киностудии Metro-Goldwyn-Mayer Луис Майер. Отправившись вместе с ним за океан на борту лайнера «Нормандия», на американский берег она ступила почти готовой голливудской звездой с приличным по тем временам контрактом на руках. А то, что имя Хедвиг Кислер пришлось ради этого поменять на более подходящее для Америки Хеди Ламарр, было пустяком.
К 24-летней актрисе практически сразу же пришел успех. Ее роль в фильме «Алжир» была положительно отмечена критиками и публикой. Казалось, что предложения сняться в той или иной картине пойдут теперь косяком, однако международные события существенно изменили положение дел. В Европе все шло к большой войне, и США активно к ней готовились. Не отошла от этой линии и Хеди Ламарр. Она решила использовать свою высокую грамотность и тягу к изобретательству на пользу стране. Молодая женщина помогла Говарду Хьюзу, ломавшим голову над проблемой развития самолетами максимально высокой скорости. Проанализировав строение крыльев наиболее скоростных птиц, она сама разработала схему новых крыльев для самолетов.
После вступления Америки в войну Хеди Ламарр помогала распространять среди граждан страны облигации военного займа, которых при ее непосредственном участии было реализовано на несколько миллионов долларов – очень существенную по тем временам сумму. Но такая, пусть и полезная, но все же косвенная помощь, не удовлетворяла женщину. Она хотела сделать нечто большее и нашла очень трудную, но интересную и крайне важную тему. В начальный период войны фашистские подводные лодки буквально кошмарили караваны торговых судов, ежемесячно десятками отправляя их под воду. В Америке для борьбы с врагом начали разрабатывать новейшие сверхточные торпеды.
Наверное, надо быть женщиной, чтобы столь парадоксально отыскать решение крайне непростой проблемы. По условию задачи новые торпеды должны были иметь радиоуправляемую систему наведения на цель. Однако стандартный принцип управления на одной частоте легко глушился бы средствами защиты противной стороны. Требовалось новое решение задачи. И до него додумалась красавица актриса. Как человек искусства она обратила внимание на работу популярного тогда композитора Джорджа Антейла, написавшего необычное произведение для исполнения на двух роялях, 16-ти фортепиано, колоколах и ксилофоне.
Все дело в том, что по замыслу автора, главную тему одновременно исполняли сразу несколько инструментов. Подобный принцип одновременной передачи сигнала на множестве частот позволил бы решить проблему противодействия противником радиоуправляемой системе наведения торпед. Подключив к теме Антейла, Ламарр начала реализовывать задуманное. С его помощью радиоуправляемая система наведения торпед была изготовлена. Для передачи информации в ней использовалось 88 каналов – ровно по числу клавиш на фортепиано. Изобретатели получили на нее патент и безвозмездно передали правительству. К сожалению, до практической реализации разработка не дошла, и разочарованная актриса вновь возвратилась к актерской деятельности. Что интересно, наработки Ламарр и Антейла спустя годы нашли свое применение в системах Wi-Fi и Bluetooth.
В 1947 году Ламарр предложили роль в картине Сесила Демилля «Самсон и Далила». 33-летняя актриса идеально справилась с ролью, которая практически стала ее лебединой песней. В Голливуде начиналась эпоха новых актрис, более молодых и раскрепощенных. С годами ситуация для Ламарр только усугублялась. Для режиссеров она перестала представлять сколь-нибудь значительный интерес. Для женщины, у которой к тому моменту на руках было трое детей, возникла банальная угроза выживания. Данное положение она пыталась исправить очередным замужеством, однако все последующие браки, как и предыдущие, оказывались недолговечными.
После того как в 1964 году Хеди Ламарр разошлась со своим последним, шестым по счету супругом, она окончательно прекратила попытки создания классической семьи. По словам самой женщины, она искала мужчину сильного, мудрого и понимающего, но каждый раз находила человека, совершенно не подпадающего под данные критерии. В итоге, с 1970-х годов постаревшая актриса стала вести отшельнический образ жизни. Она отдалилась от общества, и о ней постепенно стали забывать. Но когда, казалось бы, все кануло в прошлое, вдруг ее имя вновь всплыло на поверхность.
Помогли вспомнить имя старой актрисы современные технологии, а точнее, появление нового принципа связи – мобильных телефонов. Как раз тогда наработки Ламарр и Антейла пригодились для создания Bluetooth, Wi-Fi, а также работы GSM. О женщине заговорили, начали называть ее выдающимся изобретателем, даже присудили премию EFF Pioneer Award. Однако для Хедди Ламарр, которой к тому моменту было уже 83 года, все это уже не имело сколько-нибудь большого значения. Она уже заканчивала свой жизненный путь, и очень скоро умерла у себя дома в Орландо. Удивительно, но даже после смерти ей довелось сыграть еще одну роль. Режиссер Георг Миш создал фильм «Звонок Хеди Ламарр», в котором была сцена, где дети актрисы развеивают ее прах в Венском лесу.