Судьба этого человека творила удивительные кульбиты. Дважды спасенный своими родителями от неминуемой гибели от рук нацистов он вскоре сам стал одним из них, вступив в гитлерюгенд. После окончания Второй мировой войны он отправился в Израиль, где защищал едва появившееся еврейское государство от атакующих его подразделений арабов. Потом до старости прожил в Израиле, ведя жизнь вполне добропорядочного еврея, и лишь в зрелом возрасте прошлое вновь вернулось к нему. Благодаря этому мир получил книгу его воспоминаний под названием «Гитлерюнге Соломон». Имя этого необычного персонажа – Соломон Перель.
Родился маленький Шломо в 1925 году в Германии. Рос он вполне современным мальчиком, не слишком интересующимся религиозными вопросами. Вместе с родителями посещал синагогу, однако не запрещал себе заходить и в христианскую церковь. Когда в 1933 году после прихода к власти национал-социалистов в Германии начались антиеврейские притеснения, семья Перелей решила перебраться в более спокойное место. В 1934 году они уехали в Польшу, где вскоре поселились в городе Лодзь.
Соломон Перель
Однако передышка для семейства длилась недолго. В 1939 германские войска атаковали польское государство и в течение считанных недель полностью подчинили его себе. В местах компактного проживания евреев, куда входил и город Лодзь, ими были организованы гетто. Но пока еще сохранялась возможность на спасение, родители отправили Соломона и его брата в советскую зону оккупации, где евреям не грозила опасность. Старший брат Исаак, которому в 1939 было уже 30 лет, уехал в Вильнюс, а Соломона как несовершеннолетнего определили в детский дом, располагающийся в белорусском городе Гродно.
14-летнего беженца приняли вполне благодушно. Его сразу зачислили в пионерскую организацию, и он стал жить как обычный советский гражданин. Однако война настигла Соломона и здесь. Летом 1941 года Германия напала на СССР. Самый мощный удар пришелся по Белоруссии, которая очень быстро была почти полностью оккупирована. Детский дом, в котором до последнего времени находился Перель, не успели эвакуировать. Детей смогли довезти только до Минска, который к тому момента сам уже был окружен германскими войсками.
Это стало моментом истины доля Соломона. Для всех без исключения окруженцев гитлеровцами была устроена проверка. Они должны были доказать, что не являются, ни евреями, ни коммунистами. Все люди, попавшие под эти категории, немедленно расстреливались. Когда очередь дошла до Соломона, он уже определился. На вопрос, не еврей ли он, ответил, что является фольксдойчем, т. е. этническим немцем. К счастью Переля, что-то отвлекло гитлеровского солдата, и он не продолжил проверку дальше, а просто направил юношу к своему командиру с пометкой в документах «немец».
В тот день Соломону повезло дважды. Из-за большого наплыва пленных (только под Минском в плен к гитлеровцам попало не менее 250000 красноармейцев) в немецких частях наблюдался значительный недостаток переводчиков, поэтому юного фольксдойча сразу же определили на службу. С этого момента жизнь Переля хотя и ценой чудовищного предательства находилась в относительной безопасности. Чтобы максимально мимикрировать под немца, Соломон сменил имя на Йозеф, а фамилию на Перьел.
В качестве переводчика при немецкой части он дошел до Москвы. Одной из его заслуг стал первый допрос Якова Джугашвили – первого сына руководителя СССР Сталина. К чести пленного офицера, он не выдал фашистам сведений о своем подразделении. На юного переводчика обратил внимание один из высокопоставленных немецких офицеров, который решил, что как только окончится война, он усыновит парня. Однако стойкое сопротивление Красной армии сломало эти планы. Чтобы каким-то образом уберечь понравившегося юношу, этот офицер отправил Соломона в Германию.
На новом месте Шломо-Йозефа определили в школу гитлеровской молодежи, сокращенно именуемом гитлерюгенд. В этом интернате он проучился 3,5 года, практически до самого окончания войны. За это время молодой человек настолько перевоплотился, что чувствовал себя едва ли не большим нацистом, чем окружавшие его истинные немцы. Но даже и в этом случае его жизнь постоянно висела на волоске, ведь любая случайность могла раскрыть тайну молодого еврея. Мало того, дважды такие случаи происходили.
Однажды полковой доктор попытался заняться с молодым человеком сексом, что в гитлеровской Германии категорически запрещалось под угрозой попадания в концлагерь. Перель начал сопротивляться, и пылу борьбы раскрылась его главная тайна. Однако доктор по личным причинам не выдал парня гестаповцам. Впоследствии тот человек погиб под Ленинградом, унеся тайну Соломона с собой.
Второй раз он сам рассказал о себе матери приглянувшейся ему девушки. К счастью, эта женщина, дочь которой сама состояла в молодежной фашистской организации Союз немецких девушек, не выдала его полиции и даже посоветовала не рассказывать о своем происхождении своей дочке Лени. Предупреждение оказалось своевременным, что выяснилось уже после войны. Вполне возможно, что данный факт стал причиной, побудившей молодых людей расстаться, хотя девушка надеялась выйти за Соломона замуж и даже уехать вместе с ним в Израиль.
Как бы то ни было, но в Израиль Перель отправился один. Прибыл он туда в 1948 году в августе месяце, когда активные боевые действия на арабо-израильском фронте начали затихать. Тем не менее, на фронт он попал и даже успел поучаствовать в боях. После этого он стал вел обычную жизнь рядового обывателя, неся на себе тяжкий грех предательства. В конце концов, Соломон решил рассказать миру о своей неоднозначной судьбе, написав книгу «Гитлерюнге Соломон».