Как показывает история, жизнь евреев, в каких бы государствах они ни находились, трудно было назвать благополучной. И это даже несмотря на то, что некоторые представители иудейского сообщества добивались значительных должностей при тех или иных правителях. Доказательством этому вполне может служить судьба марокканских евреев.
Древнейшие исторические факты
Существуют рассказы, которые, правда, сложно подтвердить, что первые еврейские поселенцы появились на территории нынешнего Марокко еще в период правления царя Соломона. На вопрос кто такой царь Соломон ответить этот замечательный пост. В тех же мифах рассказывается, будто бы сам Соломон построил в этих краях синагогу, которая в VI веке императором Юстинианом была преобразована в христианскую церковь. Как показали позднейшие исследования, еврейские поселенцы появились в местах Атласских и Рифских гор, а также ряде иных оазисов Западной Африки до разрушения Иерусалима вавилонскими завоевателями, почему не знали, ни о пленении своих соотечественников, ни об Иисусе из Назарета.
До определенной степени эти мифологические истории подтверждает наличие еврейских надписей, обнаруженных в Западной Мавритании в Волубилисе (провинция Фец), аль-Хамаде (провинция Тафилет) и в Тементите. Вполне вероятно, что эти евреи сохраняли отношения с единоверцами в древнем Израиле. По крайней мере, в Талмуде есть некоторые упоминания об обычаях мавров, что явно указывает на существование подобных связей.
Но если о древнейших периодах существует мало свидетельств, то о более близких к нам по времени их уже больше. Хорошо известно, что после падения Иудеи и вывоза в Европу огромного количества евреев для рабских работ, часть из них была вывезена в Мавританию, бывшую одной из отдаленных провинций империи. Со временем некоторые представители данной нации получили определенную свободу и смогли начать заниматься сельскохозяйственной деятельностью или торговлей. Эти люди объединялись в некие группы, которые управлялись предводителями. В казну империи ими выплачивалась поголовная подать, исчисляемая двумя шекелями.
До самого конца Римской империи и некоторое время после него евреи в Мавритании чувствовали себя неплохо. Их количество росло, а материальное благополучие достигло такого уровня, что против иудеев выступили даже церковные соборы. После взятия Мавритании под контроль Византией император Юстиниан издал эдикт о преследовании, чем ограничил свободу евреям и ряду других нехристианских течений.
Средние века
Ситуация коренным образом поменялась после прихода в Марокко арабов. После формирования халифата часть иудейских племен была вынуждена перейти в ислам, хотя некоторые сумели сохранить собственную религию. В это время появились первые законы, определяющие политико-правовой статус евреев. В этот же период в Марокко началась иммиграция евреев, которые, предположительно, переезжали сюда из других арабских стран. Примечательно, что единодушия между вновь прибывшими евреями и теми, кто жил в этих местах ранее, не возникло. Подтверждением этому может служить факт, что когда в 788 году против всесилья арабского халифата взбунтовалась местная династия Идрисидов, одна часть евреев встала под их знамена, а вторая же воевала на стороне халифата.
После того как Идрис I одержал в 788 году победу и объявил Марокко независимым государством, для местных евреев наступил период относительного благополучия. Вплоть до 1146 последовательно сменявшие одна одну властительные династии, сначала Идрисидов, затем Фатимидов и Альморавидов, благосклонно относились к иудеям. Им разрешали селиться в удобных для них местах, даже в столице, где для них был организован отдельный квартал. Процветала духовная жизнь, подтверждением чему служит появление многих произведений в разных областях знаний. В еврейском обществе появились видные ученые. Даже врачи у правителей династии Альморавидов были еврейской национальности.
Все в Марокко резко изменилось после прихода к власти Альмохадов. На иудейское и христианское население начались гонения, и они были поставлены перед выбором принятия ислама или эмиграции. Но зачастую от преследований даже это не спасало. В период властвования султана Абу-Юсуфа Я‘куба ал-Мансура евреев, даже согласившихся принять ислам, заставляли носить одеяние желтого цвета. Только к концу Средневековья ситуация немного изменилась к лучшему. В Марокко стала править династия Маринидов, которая вернула евреев в страну. Сюда потянулись иудеи из других государств, включая Испанию, где в конце 1300-х против них развернули жесточайшие репрессии. Вновь прибывшие граждане существенно подняли экономику Марокко, начав торговлю золотом и сахаром.
И снова резкая смена курса. В 1465 году султана Абд ал-Хакка, последнего из династии Маринидов, свергли и убили. Эту печальную участь разделил и первый министр правителя Ахарон бен-Баттас, еврей по национальности. В процессе переворота также погибло множество рядовых иудеев, значительную же часть оставшихся вынудили принять ислам. Правда, спустя 6 лет, в 1471, ситуация несколько смягчилась, и желающим евреям разрешили возвратиться в свою веру.
Еврейская иммиграция в Марокко
После окончательного утверждения христианства на Пиренейском полуострове там развернулись массовые репрессии против еврейского населения. Из Испании их начали изгонять, а в Португалии насильственно крестить. Волна еврейских иммигрантов хлынула в Марокко, где отношение местного населения к ним было не слишком враждебным. Большая часть беженцев отправлялась в Фес, где на тот момент собралась значительная еврейская диаспора. К сожалению, перенаселенность еврейского квартала в Фесе привела к случаям массовой гибели его жителей от болезней, голода и гигантского пожара, унесших жизни порядка 20000 жизней.
1500-е ознаменовались новыми волнами переселенцев из европейских стран. В дальнейшем они значительно помогли португальцам в захватах марокканского побережья, за что завоеватели разрешили иудеям проживать на этих землях, исповедуя собственную веру. Пришлые евреи служили прекрасным мостиком между арабской и христианской цивилизациями. Благодаря этому Марокко буквально расцвело за 100-летнее правление династии Саадидов. В ряде регионов местные еврейские общины объединились с иммигрантами. Это произошло в Танжере и Тетуане. Однако в иных местах такого воссоединения не случилось, и общины существовали раздельно, следуя собственным обычаям, и частенько даже враждуя между собой.
Контрасты жизни евреев Марокко
В XVII-XVIII в. в. положение евреев в сферах ремесленничества и торговли серьезно упрочилось. Они занимались изготовлением и реализацией самых разных продуктов, а некоторые товары, такие как цветные металлы, сахар и вино, находились исключительно в их ведении. Даже значительная доля морской торговли контролировалась гильдией еврейских купцов. В последние годы XVIII ст. султан Сиди Мухаммед бен Абдаллах пытался ввести в стране европейские порядки, что, прежде всего, отразилось на развитии торговых отношений. Ради этого он разрешил еврейским семьям селиться в портовом городе Могадор, дав им освобождение от всяческих налогов. Интересно, что остальных евреев страны это послабление не коснулось. Очень быстро Могадор стал главным портом Марокко. Через него местные евреи поддерживали контакты с еврейскими общинами Европы.
Не забывали султаны и об использовании представителей данной нации в государственных структурах. Практически каждый марокканский правитель имел советников-евреев. Обычно они являлись выходцами из Испании. Часто евреям предоставляли должности министров, дипломатов или других чиновников государственного масштаба. В 1600-1700-х годах в Марокко жила и работала целая плеяда высокопоставленных государственных служащих, на счету которых было подписание ряда важнейших договоров с другими государствами.
Правда, такое положение имели лишь высокообразованные представители иудеев. Для остальных жизнь в Марокко была далеко не праздничной. Они обкладывались массой налогов, им разрешалось проживать только в специальных кварталах, и ни в коем случае не иметь землю или недвижимость вне выделенной зоны. Существовал целый список унизительных ограничений, которые евреям приходилось неукоснительно выдерживать.
Новые времена
Приход XIX ст. не принес значительных изменений в жизнь еврейского сообщества Марокко. Для состоятельных евреев, особенно имевших могадорские корни, была предоставлена значительная свобода действий. Они занимались торговлей, получали должности в государственных структурах. Однако основная масса еврейского населения жила в крайне тяжелых условиях. Особенно это касалось потомков самых первых переселенцев, проживавших в районе Атласских гор. Они находились практически в крепостной зависимости от местных шейхов, которые не только дешево использовали их труд, но даже могли торговать евреями. Положение с правами немедленно ухудшалось, едва Марокко вступало в конфликт с другими странами. Тогда сразу же начинались еврейские погромы, сопровождавшиеся массовыми убийствами.
Лишь в феврале 1864 М. Монтефиоре, прибывший в Марокко, добился от султана подписания эдикта о даровании евреям равноправия. Правда, этот указ не слишком облегчил участь еврейской части населения страны, и международным структурам приходилось еще не раз обращать внимание местных властей на существующую проблему.
Сами же марокканские евреи в XIX в. составляли самую большую в Северной Африке диаспору, насчитывавшую 50000 – 100000 человек, и делившуюся на 2 обособленные группы. Одна их них состояла из потомков первых еврейских поселенцев, которые находились в наиболее угнетенном положении, и в большинстве своем были малообразованны. Вторая часть евреев представляла собой в большинстве своем образованных переселенцев с Пиренейского полуострова, поэтому именно их местные власти активно привлекали к государственной службе. Для них же в первую очередь открывались школы, в том числе и для девочек.
ХХ ст. принесло евреям Марокко новые испытания. Диаспора, насчитывавшая к тому моменту порядка 200000 человек, подверглась новой волне погромов. Так произошло в 1907 и 1912. Лишь установление здесь протектората Франции и Испании несколько улучшило положение иудеев. Это привело к тому, что в Марокко стали переезжать тунисские и алжирские евреи, и к 1939 объединенное еврейское население достигло 225000 человек. Это стало предельной цифрой. В дальнейшем число евреев в этой стране только снижалось, на что были свои причины.
Самой главной из них стало появление на политической карте мира независимого Израиля, куда потянулись евреи со всего мира. Не обошел стороной этот процесс и Марокко. Если в 1951 совместное еврейское население французского и испанского Марокко составляло 222000 человек, то спустя 13 лет этот показатель упал до 85000. Спустя еще 20 лет число евреев в этой стране упало до 12000, и дальше продолжало снижаться. В настоящее время в Марокко все еще проживает несколько тысяч представителей еврейской нации, однако и среди них существует тенденция к выезду в Эрец-Исраэль, что и подтверждает статистика.