Во время Иудейской войны, после того как пали Иерусалим и Масада, многие уцелевшие жители Иудеи убежали в Египет. Здесь они спасались в большой и авторитетной еврейской общине, незыблемо чтившей иудейскую веру, поддерживавшей связь с Палестиной.
На египетской земле евреи желали укрепить собственное национальное достоинство. Однако такие устремления зачастую приводили к конфликтам с греками, заканчивавшиеся кровопролитием. Особенно часто они происходили в Александрии, где во II веке н.э. находилась крупная еврейская колония.
Вражда, сильные притеснения римских императорских наместников спровоцировали еврейскую диаспору, проживающую не только в Египте, но и на Кипре, в Киренаике, Ливии, Месопотамии, к восстанию. Произошло оно 115 году. В тот период император Траян, проводя захватнический поход в восточной части римских владений, не смог послать многочисленные войска для удушения начавшегося восстания. Для подавления непокорных евреев был отправлен военачальник Луций Квист с достаточным, с точки зрения императора, войском.
Однако сломить решимость иудеев в Египте и Киренаике не удалось. Вступившие же в бои с иудейскими отрядами когорты императорского наместника Лупа лишь повысили сопротивление еврейских формирований, которые стали захватывать провинции. Мятежом была охвачена и покоренная не так давно Палестина.
Тогда, по свидетельству христианского историка Евсевия, Траян отправил подавлять сопротивление непокорных опытного военачальника Марция Турбона, имевшего конницу, многочисленную пехоту, военные суда. На территории Египта, Киренаики, Ливии велась самая настоящая война. По сведениям летописца, римлянам со стороны евреев наносился весьма ощутимый урон, прежде всего, выбиванием из их рядов тех, кто командовал когортами и центуриями. Заменой им на командных постах становились гражданские чиновники. Легионы несли такие огромные потери, что в них приходилось набирать не только профессиональных воинов, но и греков, и крепостных крестьян из Египта.
Военные действия длились в течение двух лет. И лишь в 117, после смерти Траяна, сменивший его Адриану все-таки разгромил восставших иудеев. Ужасным последствием этого стало жуткое разорение стран, где проходили сражения. Еврейскому населению был нанесен значительный урон. К примеру, на Кипре евреев полностью уничтожили. Коснулась эта трагедия не только людей, но и многочисленных культовых сооружений. Так, в Александрии сгорела великолепнейшая синагога, где находились старинные манускрипты. Процветающая до войны крупная еврейская диаспора не смогла прийти в себя от удара, жестоко нанесенного ей.
Военные действия были перенесены на земли Палестины. Туда произошло вторжение легионов Марция Турбона, которые преследовали малочисленный отряд во главе с еврейским вождем восстания Лукой. Марцию Турбону удалось захватить в плен еще одних еврейских лидеров – братьев Юлиана и Паппуса. Их должны были казнить, но не успели по причине тайного императорского указа о ликвидации самого Турбона. Братьям удалось совершить побег в Лидду. Правда, этот город был осажен, а затем взят штурмом войсками Луция Квиста, который был назначен на место Турбона. Вроде бы, еврейское сопротивление подавили окончательно.
Однако спустя 14 лет освободительная война разгорелась вновь. Иудеи Палестины не смирились со своей участью и в 132 году поднялись на борьбу против угнетателей.
На то время Иерусалим, в котором не осталось места евреям, находился в разрухе. Лишь Десятый римский легион, прославившийся жестокими расправами, поставил свой лагерь на территории разрушенного Храма. Унижение страны достигло такого уровня, что даже на месте Иерусалима императором Адрианом в 117 году было приказано возвести поселение римского типа. Властителем также были приняты меры, чтобы ассимилировать иудеев. Пожалуй, самым серьезным наказанием для представителей еврейского народа стала смертная казнь за проведение обряда обрезания. Данный указ императора переполнил чашу терпения евреев от унижений и издевательств. Очередное восстание против римлян вспыхнуло в 132.
Спустя 62 года после разрушения Иерусалима и сожжения Храма, через 14 лет, после того как была опустошена Палестина, уничтожены тысячи людей, евреи вновь поднялись на смертельную борьбу. Тяжкие бедствия не сломили их, заставив склонить головы под ярмом завоевателей.
Правда, если посмотреть на сложившуюся ситуацию глубже, то можно понять, что издевательства, грабежи, угнетение стали не главными причинами восстания евреев Палестины. Они поднялись на борьбу из-за покушения на святую веру их предков
Вся еврейская история свидетельствует, что в вопросе веры иудеи не шли ни на какие компромиссы, без колебаний выбирая гибель за нее. Поистине удивительным является то, что при таком несгибаемом фанатизме евреи выжили, несмотря на тысячелетние испытания, выпавшие на долю этого угнетенного и гонимого народа.
За короткое время пожаром восстания была охвачена вся страна. Повстанческие отряды постоянно пополнялись людьми. Вскоре их количество достигло сотен тысяч. Энтузиазм людей подогрело и то, что восстание возглавил Шимон Бар-Коба, нареченный Бар-Кохбой («сыном звезды»). Второе имя он получил от своего наставника, величайшего иудейского мудреца Талмуда рабби Акивы, который поверил в его Божественную миссию освободителя еврейского народа из-под римского ярма.
Эта вера оказалась не напрасной. Выдающийся оратор, человек богатырского телосложения, отважный воин, мудрый военачальник – таким был Бар-Кохба. Происходивший из древнего аристократического рода коэнов, он приобрел непререкаемый авторитет, как среди солдат, так и среди всех израильтян.
Бар-Кохба создал диверсионные партизанские отряды, отобрав в них молодых смелых воинов. Главной задачей их стало добыча оружия, что было непростым делом. Ведь тогда в Палестине оно отбиралось в боях с римлянами и их союзниками. Созданные Бар-Кохбой отряды совершали беспрерывные нападения на гарнизоны, не давали ни минуты покоя оккупантам, устраивали засады на главных дорогах страны. Отдельные диверсионные группы производили атаки даже на корабли римлян, стоявших у портовых причалов.
Таким образом, тогдашние «коммандос» приносили богатую добычу, каковой было высококачественное римское оружие. Не простаивали также сотни мастерских и кузниц, ковавших мечи, наконечники для копий, стрел, дротиков. Все это делалось тайно. Ведь производство и ношение оружия каралось смертью.
Локальные схватки постепенно закалили и окончательно сформировали иудейскую повстанческую армию. Только после этого Бар-Кохба дал команду атаковать крепости. Причем делалось это стремительным и хорошо подготовленным штурмом, который поддерживался лазутчиками, заранее внедренными в цитадель противника. Атаки и захваты крепостей происходили одна за другой, истреблялись малые гарнизоны. В скором времени у Тиния Руфа, правившего тогда Палестиной, остался только Десятый легион, который атаковали еврейские войска под руководством Бар-Кохбы. Талантливый полководец уделял особое внимание разведке, которая велась очень тщательно. Это было крайне необходимо для того, чтобы знать силы врага и его расположение накануне сражения. Такая тактика помогла военачальнику, внезапно напав на римлян, разгромить отчаянно сопротивлявшийся Десятый легион, остатки которого спаслись бегством в Сирию.
За год армией Бар-Кохбы было захвачено порядка 1000 населенных пунктов, разгромлено больше полусотни римских гарнизонов, которые в основном обороняли укрепленные крепости и лагеря в Иудее, Галилее, Самарии. Территория, которую контролировал Бар-Кохба, составляла приблизительно 11 000 квадратных километров. Когда иудейские войска под его началом триумфально вошли в разрушенную столицу, то на месте сиявшего в былые времена Храма установили полевой алтарь, который изготовили, взяв за образец библейскую Скинию Завета.
Бар-Кохба был объявлен царем Израиля. Для закрепления собственной власти начал чеканить монеты с выбитыми на них словами «Освобождение Израиля». Он зарекомендовал себя не только незаурядным и отважным полководцем, но и мудрым правителем. Властвовал жестко, вникал во все нюансы правления. Экономику направил на укрепление военной мощи территории, которая находилась под его ведением. Армия, где поддерживалась строжайшая дисциплина, была у царя в приоритете.
Но даже мудрый и решительный полководец, каковым являлся Бар-Кохба, относительно недолго смог отражать атаки римлян, действовавших совместно с союзниками. Император Адриан направил сражаться с иудеями отличного полководца Юлия Севера с многочисленным опытным войском, включающим 4 полных легиона, несколько отдельных когорт, 8 центурий и массу вспомогательных отрядов. К военной компании привлекли также сирийский военный флот.
Весьма показательно стало и то, что иудеи маленького царства, руководимого Бар-Кохбой, были сплочены и дисциплинированны, не допускали раздоров и междоусобиц. Это объяснялось тем, что тогда над иудеями стоял один полководец и вождь, имеющий твердую волю и стальной характер.
Однако противником Бар-Кохбы был сильный и хитрый военачальник Юлий Север, имевший военный потенциал, который значительно превосходили еврейские отряды. Довольно длительное время римский полководец не атаковал евреев на суше, а лишь наблюдал за ними, изучая тактику их отрядов. За этот период сирийский флот сумел заблокировать гавани и ликвидировать корабли повстанцев, а следовательно, оставить их без оружия и продовольствия.
Кроме того, римской армией, базировавшейся в Кесарии, дважды имитировалось начало наступательной операции, которая после достижения границ Иудеи возвращалась назад. Таким образом, бдительность даже такого опытного военачальника как Бар-Кохба притупилась. После этого благодаря внезапному стремительному наступлению Юлий Север быстро выбил иудеев из Иерусалима и других городов.
Бар-Кохба понял, что римские легионы невозможно победить в открытом бою, поэтому ушел с отрядами к Иудейским горам, сделав крепость Бейтар своим мощным оплотом. Но кольцо вокруг цитадели методично стискивалось римлянами. Впрочем, и иудейские отряды сопротивлялись, нанося им значительный урон.
Однако избежать осады цитадели не удалось. Римские регионы проводили ее по всем правилам военной науки. Осада горной твердыни длилась довольно долго. У евреев было много воды и продуктов, да и терпения, мужества у защитников тоже хватало.
Увы, но стойкость победило предательство. Самаритяне, которые жили в Шомроне, недалеко от Бейтара показали римлянам тайный путь в крепость, проходящий по водоводу. Легионеры проникли туда и сломили, несмотря на ожесточенность боев, сопротивление защитников. Отчаянно сражаясь, пал смертью храбрых и Бар-Кохба. Ушел в небытие он вместе со своим доблестным войском, защищавшим родную землю. После этого долгие столетия у еврейского народа не было собственной армии.