История развития жизни на нашей планете полна примеров появления и исчезновения различных видов живых существ. Они рождались, вступали в эпоху расцвета, после чего наступал период упадка и полного вымирания как вида. Человек также не является исключением, просто в данном случае исчезают не конкретные люди, а нации. Примеров тому не перечесть.
Их завоевывали, изгоняли, уничтожали, ассимилировали. Это и древние египтяне, и ассирийцы, и этруски, ацтеки и гунны. Данный список можно продолжать довольно долго. В мире есть только одна нация, сумевшая противостоять процессу ассимиляции и дальнейшего растворения. Это – евреи.
Что такое процесс ассимиляции, в общих чертах представляют все. Это уподобление некоей народности другой, обычно занимающей главенствующее положение в регионе. Происходит это посредством смешанных браков, а также путем постепенного слияния культур, религий и национальных идеалов этих народов. Не всегда данный процесс проходит мирно и спокойно. Чаще всего более слабую нацию принуждают к ассимиляции, ставя ее в невыгодное положение относительно главенствующего народа, а тех представителей, которые наперекор всем пытаются придерживаться своих традиций, объявляют маргиналами.
Мировая история показывает, что ассимиляции можно противостоять, просто для этого надо иметь серьезный стимул. Такими импульсами для евреев явились упорное поддерживание постулатов собственной религии, сохранение языка и культурных традиций, неприятие смешанных браков. Немалую роль также играло и то, что в еврейской среде полноценным представителем нации может считаться только ребенок, рожденный от еврейки. Отец в данном случае остается на втором плане.
Однако вернемся к религии. Именно с наступления римлян на ее важнейшие ценности в Иудее разразилось восстание, закончившееся полным разгромом страны и выселением практически всех ее жителей. Но, даже находясь вдали от родной земли, евреи сохранили веру в Бога, не пойдя ни на какие уступки главенствовавшим тогда в Риме язычникам. Подобная ситуация сохранилась и в дальнейшем, когда в Европе восторжествовало христианство, а в Азию и Северную Африку пришел ислам. Сохранившиеся в еврейской среде священнослужители сумели противопоставить иудаизм отпочковавшимся от него новомодным веяниям.
И даже когда евреи, хотя и не по своей воле, разделились на параллельные течения ашкеназов и сефардов, между ними все равно сохранилась тесная религиозная связь. Это выразилось в работах по толкованию Торы, ставших общепризнанными в среде рядовых иудеев. Столетиями родители передавали своим детям основополагающие принципы своей религии, причем это происходило даже тогда, когда власти всеми силами препятствовали малейшим проявлениям этой веры. Но даже угроза попасть на костер инквизиции не служила препятствием для передачи сокровенных знаний.
Следующим фактором, воспрепятствовавшим ассимиляции евреев, стало сохранение родного языка, несмотря на то, что и на него властями стран, образовавшихся на обломках Римской империи, было наложено полное табу. Базовый иврит ушел в глухую оборону, оставшись лишь как язык проведения религиозных обрядов. Для разговорной речи евреями были придуманы два новых языка – идиш, созданный на базе немецкого, и ладино, для которого основой избрали испанский. С этого момента, в каком бы государстве не проживали сефарды и ашкеназы, какой бы язык для них ни был государственным, они спокойно могли общаться между собой на привычными словами.
Никуда не делось и культурное наследие. Вне зависимости от страны проживания евреи сохранили все свои праздники, которые могли различаться некоторыми деталями, но принципиальной сути эти отличия не касались. Подобная ситуация была и в сфере образования. Еврейские дети с малолетства обучались грамоте, куда входило чтение, письмо, счет, игра на музыкальных инструментах. В итоге, вступая во взрослую жизнь, они разительно отличались от своих сверстников иной национальности. В свою очередь, высокий образовательный ценз в совокупности с упорством и настойчивым характером позволял евреям быстро ориентироваться в ситуации, что положительно сказывалось на ведении бизнеса.
Труд, прежде всего, хозяйственная деятельность, фактически стал частью еврейской культуры. Такого умения, с которым евреи выполняли свою работу, пожалуй, до сих пор не достигла ни одна нация. Неудивительно, что практически везде, где проживали евреи, власти, подстрекаемые местными предпринимателями, принимали законы, ограничивающие их возможности. Им приходилось разрабатывать те сферы хозяйственной деятельности, которыми титульные предприниматели брезговали заниматься, либо они приносили им крайне малый доход. Как правило, это была мелкая торговля, содержание небольших кабаков (прообразов современных кафе и ресторанов) и финансовая деятельность.
Отдельным вопросом стоит обособленность. С одной стороны, власти запрещали евреям селиться среди представителей титульной нации. Для иудеев выделялись отдельные улицы, а в ряде случаев даже районы городов, получившие наименование «гетто». В царской России существовала черта оседлости – дистанция от крупных городов, ближе которой евреям нельзя было проживать. До некоторой степени подобная предосторожность властей сама препятствовала ассимиляции евреев. Они жили компактными группами, крайне неохотно допуская в них чужаков.
Но есть и еще один фактор, препятствовавший ассимиляции. Им являлось крайнее неприятие смешанных браков. И если для мужчин существовали определенные послабления, то для женской части нации их не было в принципе. А дело все в том, что у евреев именно по матери определяется национальность ребенка. Поэтому для незамужних девушек, а также вдовых женщин обязательно подыскивался жених-еврей. И эта традиция длится в течение вот уже двух тысячелетий.
Конечно, с повышением образовательного ценза в Европе и Америке, а также уменьшении антисемитской составляющей в гражданском обществе, столь жесткие рамки поведения несколько размылись. Вот уже несколько десятков лет еврейских женщин не предают обструкции за брак с неевреем. Мало того, существует целая программа признания детей от подобных браков евреями. Но в целом для еврейской нации такое смешение никакого вреда не наносит. Все-таки большинство представителей данной нации женятся только между собой и, даже проживая в какой-нибудь Новой Зеландии или Гондурасе, изучают родной язык и придерживаются еврейских культурных традиций.
Но самым главным фактором, предотвратившим риск ассимиляции евреев как нации, стало появление Израиля. Возрожденное государство оказалось местом притяжения огромного количества этнических евреев и людей, исповедующих иудейскую религию. Мало того, у себя в стране, как в родном доме, евреи вновь сплотились в одну нацию. В Израиле они перестали делиться на ашкеназов, сефардов и мизрахим, хотя многие сохранили свои родословные. Теперь даже с приездом на его территорию представителей нееврейской нации в стране не возникнут сколько-нибудь существенные проблемы. Для таких людей существует программа гиюра, после прохождения которой уже представители иных национальностей сами ассимилируются в еврейское общество, становясь полноценными евреями.