История
👀 44

Как Яффо с Тель-Авивом объединяли

Как Яффо с Тель-Авивом объединяли

Проведение любой военной операции требует неординарного подхода. Тогда противник оказывается втянутым в нестандартную ситуацию и не успевает принять единственно правильное решение, позволяющее стабилизировать обстановку, в результате чего проигрывает бой. Именно использование фактора неожиданности помогло евреям в 1948 году захватить яффский квартал Маншия, что впоследствии привело к тому, что практически все арабское население покинуло Яффо.

Предварительный расклад сил

Едва только Генассамблея ООН приняла резолюцию, поддерживающую образование на палестинских землях арабского и еврейского государств, как на Ближнем Востоке последовала немедленная реакция. Буквально на следующий же день по евреям, проживающим в Тель-Авиве, открыли стрельбу снайперы. Это были арабы, расположившиеся в квартале Маншия города-порта Яффо. Лучшей точкой для стрельбы оказался минарет мечети Хасан-Бек, возвышающийся близ края Тель-Авива, с которого каждый человек, появляющийся на улицах еврейского города, заполненного в этом районе невысокими зданиями, представлял собой легко доступную цель. Этим не преминули воспользоваться яффские стрелки. Статистика печальна: за 5 месяцев подобного противостояния с еврейской стороны погибли 160 человек, а число раненых превысило 1000.

По замыслу чиновников ООН портовый город Яффо, который населяли практически 100 000 арабов, должен был войти в состав арабского государства. Однако здесь никто и не скрывал, что едва из региона уйдут британцы, данный порт станет свободен для прохода для иностранных арабских войск. Отчасти этот факт подтверждался тем, что в Яффо уже прибыла войсковая группировка из Ирака, военнослужащие которой активно участвовали в расстрелах евреев Тель-Авива.

Как Яффо с Тель-Авивом объединяли

Данная ситуация прекрасно понималась евреями. Однако они знали, что захват Яффо, до того как из него уйдут англичане, может обернуться прямыми боестолкновениями с британскими военными. Но и пускать ситуацию на самотек было нельзя. Давид Бен-Гурион, не желая вступать в конфронтацию с англичанами, всеми силами удерживал бойцов Хаганы от наступления на Яффо, но не противился тому, чтобы эту миссию выполнила другая вооруженная группировка под названием Эцель.

К слову сказать, ее бойцы и раньше славились как специалисты в проведении довольно дерзких операций. На их счету числились освобождение еврейских подпольщиков из тюремных застенков в Акко, организация взрыва иерусалимского отеля «Царь Давид», в котором располагалась штаб-квартира британской администрации, атака на авиационную базу англичан, благодаря чему там были уничтожены 20 самолетов. Громкой акцией стал также захват близ Хадеры британской автоколонны, перевозившей оружие. Благодаря данной операции ополченцы получили в свое распоряжение 6000 выстрелов для 3-х дюймовых минометов.

Атака

Еврейское наступление началось в утренние часы первого дня пасхальной недели. Примерно 600 бойцов Эцеля, прикрываясь минометным огнем, двинулись на арабские позиции, располагавшиеся в квартале Маншия. Движение координировал 26-летний уроженец Тель-Авива Амихай Паглин, бывший главою оперативного отдела организации. Однако между проведением, пусть и громких, но диверсионных акций и реальной войсковой операцией существует большая разница.

Ведя открытую атаку, Эцель только терял бойцов, не продвинувшись вперед ни на шаг. Это неудивительно, ведь относительно малочисленному еврейскому отряду противостояли серьезные силы из яффского ополчения, усиленные иракскими военными формированиями. Все они были вооружены и получали организационную поддержку со стороны британских военных, да и английские танки, стоявшие сзади арабских позиций, не только прикрывали тылы арабских формирований, но и обеспечивали им серьезную огневую поддержку.

В конце вторых суток в руководстве Эцеля пришли к выводу, что атака не принесла желаемого результата. Командующий данной группировки Менахем Бегин (в будущем – премьер-министр Израиля) уже был готов дать приказ на отступление в случае, если не найдется никакой свежей идеи. На совещании по этому поводу были собраны все ведущие командиры формирования, однако решения проблемы не находилось. Сам Амихай Паглин угрюмо рассматривал карту квартала Маншия, машинально ломая кусок мацы на фрагменты.

Вопрос арабского квартала казался неразрешимым. Ведь на узких улицах невозможно было организовать полноценную атаку, а на всех проходах и базовых точках располагались английские либо арабские подразделения. Озарение пришло неожиданно. Полевой командир, находившийся рядом с Амихаем, пытаясь отвлечься от тяжких дум, выкладывал из кусочков мацы стилизованный домик. Завершив «строительство», он щелкнул по его стенке пальцем, отчего кусочек мацы поломался. Это увидел Паглин. Вдруг его осенило, что наступать надо было не по улицам, а сквозь здания.

Как Яффо с Тель-Авивом объединяли

Идея немедленно была доведена до сведения участников совещания. Практически сразу разработали новый план действий. Сутки пошли на подготовку новой атаки. Все это время было потрачено на поиски инструмента для крушения стен, подготовки взрывпакетов и заполнения песком десятков мешков. Вечером третьего дня песаха все было готово.

Поначалу противник, услышав звуки взрывов, не сразу смог понять, что же случилось. Когда же ситуация стала проясняться, арабам и британцам, находящимся на передовых позициях, решать что-то было уже поздно. Из пустующих строений к ним со всех сторон устремлялись еврейские бойцы. Солдаты Эцеля пронизывали дома, обходя укрепленные рубежи, углубляясь в тыл к оторопевшим врагам. На открытых местах евреи строили баррикады и, прикрываясь ими, продвигались вперед.

Деморализованные арабские бойцы массово кинулись в Яффо, сея там панику, в страхе преувеличивая опасность. Из города начался массовый арабский исход. Утром знамя с шестиконечной звездой было поднято над минаретом злополучной мечети Хасан-Бек. Воспользовавшись ситуацией, в дело вступила Хагана, начав операцию захвата арабских поселений, окружавших Яффо. Постепенно город был полностью блокирован с суши. На тот момент там оставалось лишь порядка 3000 жителей.

Дальше последовало обсуждение условий капитуляции, и 13 мая 1948 Яффо капитулировал. На следующий день было объявлено, что родилось новое независимое государство Израиль. Спустя ровно год часть кварталов Яффо была добавлена к Тель-Авиву, а еще через год объединению подверглись оба города, получив общее название Тель-Авив-Яффо. Остатки домов в районе Машия в середине 1960-х годов были снесены. На этом месте были выстроены офисные здания, отели, а близ моря разбит большой парк. Лицо города кардинально изменилось. И все это благодаря озарению Амихая Паглина, сумевшего выполнить поставленную перед ним задачу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *