Происходящее в израильских школах может шокировать привыкшего к российским реалиям человека. В этих образовательных заведениях дети занимаются жонглированием, учатся фотографии, создают карикатурные рисунки, поют и играют на музыкальных инструментах.
Интересный момент — отсутствие излишнего официоза: к учителю можно обращаться по имени; только недавно была введена норма, знакомая всем российским школьникам: когда учитель входит в кабинет, ученик должен встать. Однако преподаватели отнюдь не оказываются обойденными вниманием: раз в семь лет они имеют право взять оплачиваемый отпуск на целый год.
Общая картина
Что-то сказать о школьниках Израиля тяжело: каждый человек индивидуален. Одни занимаются изучением святых писаний и нацелен на изучение теологии, другие отдают предпочтение естественным наукам и планируют стать учёными и инженерами, а третьи тяготеют к изучению истории и языков. Суммарно в Израиле живёт порядка восьми миллионов человек, из которых примерно четверть еще не достигла возраста окончания школы.
Разница между социальными классами здесь крайне ощутима: элитный район может показаться раем, бедный — настоящим трущобным адом. Естественно, и уровень образования меняется от одного места к другому. Влияет и религиозный менталитет: дети из ортодоксальных иудейских семей подчас даже не рассматривают такой вариант, как поступление в высшее учебное заведение. В противовес, другие ребята еще в незрелом возрасте задумываются о будущем, а в старших классах иногда уже дистанционно учатся в ВУЗах.
Радость – на первом месте
Анализируя все учебные заведения, можно выделить кое-что общее, а именно — установку на позитивный настрой. В Израиле считают, что ребёнок должен чувствовать себя предельно комфортно: никакого перенапряжения. Выражается подобное в отказе от классического акцента на теоретической подготовке: на уроках играют, смотрят визуальные картинки, иллюстрирующие те или иные концепции, разговаривают. Очень сильно внедрены технологии: используются социальные медиа и видео, происходят виртуальные игры.
Интересный момент: ученики изучают (причем на практическом уровне) правила дорожного движения, ввиду чего около школ вы можете увидеть школьников, регулирующих пешеходные переходы. Кроме того, ребята занимаются проектной деятельностью, которая может иметь влияние на их судьбу в дальнейшем. Также школьники в Израиле участвуют в археологических раскопках, самостоятельно изготавливают кукол для театра, придумывают и рисуют комиксы, практикуют гимнастику, хореографию… Продолжать перечень можно бесконечно. Самое главное: за все факультативы не нужно платить.
Звучит очень красиво, не правда ли? Однако подобный подход к обучению далеко не всегда приводит к действительно хорошим результатам. Да, дети веселы и заинтересованы, только вот действительных знаний они получают достаточно мало. Отсутствие систематичности (той самой, которая неизменно вызывает зевоту у российских учеников) приводит к тому, что основная масса детей имеет только отрывистые познания по всем предметам. Подчас акцент ставится только на итоге, в результате чего на уроках той же математики дети решают почти одинаковые задачи и при выходе из шаблона мгновенно теряются — пытаются угадать ответ, но не придумать алгоритм.
Образовательные трудности
Образовательная израильская система отчасти схожа с американской: здесь принято разбираться со специализацией очень рано. Уже в двенадцать лет ребёнок должен решить, что именно он будет изучать на углубленном уровне, куда будет поступать… Едва ли в таком возрасте можно наверняка определиться с будущей профессией, из-за чего дети, которые пытаются «перестроиться» в старших классах, подчас изучают какой-либо предмет в экстренном порядке.
«Игровой» подход, на который ставится акцент в начальной школе, подчас приводит к маленьким трагедиям в средних и старших классах. Ребёнок, который не привык учиться систематически (да и, по большому счёту, не привык учиться вовсе: он привык развлекаться) оказываются выкинутым из реальности из-за колоссального количества посыпавшихся на голову заданий. Из-за этого родители для исправления ситуация нанимают репетиторов, иногда по нескольким предметам сразу, поскольку ребёнок не может подготовиться к экзаменам в вуз без помощи со стороны. Однако даже частные преподаватели не всегда разрешают проблемы: статистика говорит о том, что многие школьники попросту проваливаются на летних выпускных экзаменах (впрочем, они имеют возможность пересдачи по прошествии полугода).
Реформация
Ввиду всего вышесказанного несколько лет назад в Израиле задумались о некоторой реформации системы образования. Занялись повышением квалификации учителей за счёт введения дополнительных курсов, увеличили заработную плату и нагрузку. На данный момент преподаватели могут заниматься с отстающими учениками в специальных группах; выделили и отлично успевающих детей, способности которых нужно развивать. Группы небольшие: примерно по 5-7 человек, — что позволяет добиваться больших успехов.
Школьные учебники переводятся в электронный формат: отныне ребёнку не придётся таскать с собой тонны «макулатуры»; достаточно будет одной электронной книги, вмещающей в себя все необходимые пособия.
Перемена наметилась и в области дисциплины: как уже было сказано выше, в Израиле дети чувствует себя вольготно и свободно; конечно, дружеские отношения — это хорошо, только подчас ученики позволяют себе откровенно развязное поведение, а вот наказать их нельзя. Учителя не знают, как повлиять на таких детей; последние, заметим, отлично знают свои права. Преподаватель не имеет в своем «арсенале» никаких средств «борьбы»: позволяющего себе хамство школьника нельзя даже выставить из класса. Оттого и ввели обычную норму вежливости, упомянутая в начале текста: теперь ученики должны вставать в момент, когда преподаватель заходит в кабинет. Появились занятия, на которых ребятам напоминают о морали, правилах хорошего тона и ведения разговора.
Доверительная атмосфера
Ученик никогда не услышит от учителя даже самых мягких оскорбительных слов. Подобное здесь — нонсенс: считается, что специалист должен выяснять причины проблемы и помогать ребёнку с ней справиться, а не пытаться воздействовать на его самолюбие злыми словами. Например, если мальчик с трудом пишет, это не значит, что он ленился в начальных классах; это означает, что нужно помочь ему развить необходимый для жизни навык. Контакт здесь поддерживается и с родителями, которых школа уведомляет обо всём; даже о домашних заданиях, которые отправляются прямиком на электронную почту.
Подобный подход приводит к положительным результатам: любая проблема мгновенно выявляется. Если ребенок неусидчив, то с ним общается специалист, выявляющий корень проблемы (например, т.н. гиперактивность). Активно занимаются с детьми психологи. При этом и между взрослыми и детьми зачастую складываются доверительные отношения, близкие к дружеским. Если у ученика что-нибудь случилось, то он спокойно может рассказать об этом преподавателю и спросить совета.
Контролируется не только здоровье, но и социальная сфера. Например, если кто-нибудь из школьников ни с кем не подружился, то учитель старается акцентировать на его достоинствах, что привлекает к маленькому человеку внимание всего коллектива. Не допускаются распри на любой почве: расовой, национальной, социально-классовой и т.д. Учитель старается сделать коллектив действительно сплоченным и дружным.
На подобном акцентируют не только в школах: сплоченность здесь стараются формировать всюду. Отправляя ребёнка в какое-либо государственное заведение — например, в детский сад или ясли, — родитель может быть уверен в том, что с его чадом там ничего не случится. Детские сады принимают детей от трёх лет, а для тех, кому исполнилось пять, данные учреждения и вовсе являются обязательными. При этом вражда здесь практически отсутствует: дети большими группами гуляют на детских площадках, часто ходят друг к другу в гости, что поощряется и родителями. Пригласить тридцать гостей на день рождения здесь — вполне естественный и нормальный шаг.
Резюмируя, можно заметить, что школы во всём мире являются крайне консервативными; однако в Израиле стараются не останавливаться на одном месте: реформы происходят как внутри, так и снаружи. Власти заботятся о будущем страны, воплощенном в виде подрастающего поколения.